Опытный танк «Объект 292» (СССР)

В конце 1980-х гг. кировцвцами и учеными ВНИИТрансмаша была начата работа, целью которой являлось изучение возможности оснащения серийной боевой машины пушкой повышенного мощности, и положенной в свое время «на полку»» из-за отсутствия финансирования. В 1990 г. на Ржевском полигоне под Ленинградом начались стрельбовые испытания экспериментального образца танка Т-80, оснащенного гладкоствольной пушкой калибра 152,4 мм.


При этом ожидался рост огневой мощи танка более чем в 1,5 раза. Инициатором этой работы явился заместитель Генерального конструктора, дважды лауреат Государственной премии А.К.Дзявго. Активное участие в НИР принимали специалисты КБ-3 Кировского завода (ныне ОАО «Спецмаш»): начальник отдела вооружения А.И.Холопов, ведущий конструктор Ю.Н.Новиков, опытные конструкторы-оружейники М.Г.Шкловский, Г.С.Шпагин, А,Б.Конокотин, Н.Н.Соловьев, Н.Н.Шеин и Е.Н.Марченко. С ними трудились оружейники из ЦНИИ «Буревестник» (конструктор Э.Х.Гайнинов) и конструкторы Пермского машиностроительного завода (В.В,Робозёров).

При принятии решения по работе по основному вооружению танка спорным вопросом стал тип орудия. Сторонников нарезной пушки не нашлось. Приняли решение заказать гладкоствольную пушку калибра 152,4 мм с возможностью установки ее вместо Д-81 в башне танка Т-80. Заказ принял директор института «Буревестник» Н.Н.Худков. Конструкторы института выполнили работу качественно и в срок. Была выпушена документация на механизм заряжания, доработку башни и установку пушки. Танк получил индекс «Обьект 292«. Итак, 152,4-мм пушку ЛП-83 с высокой баллистикой и хромированным стволом спроектировали и изготовили в ЦНИИ «Буревестник» (г. Нижний Новгород). Хромирование безэжекционного устройства давало возможность повысить креперное давление выше 7000 кг/см. Интересно, что по первоначальному замыслу предполагалось использовать в пушке затвор с вертикальным клином, реализовать полуавтоматический взвод при накате, а также установить газодинамическую заслонку, перекрывающую канал ствола после экстракции гильзы. Однако позже ряд предложенных технических решений был пересмотрен.

Основой экспериментальной машины «Объект 292» послужил серийный Т-80ВВ. Под 152,4-мм пушку в КБ-3 спроектировали соответствующую башню, истории которой стоит коснуться отдельно. Ленинградский Ижорский завод, с которым была заключена договоренность об изготовлении новой башни, отказался от этой срочной работы, сославшись на загрузку своего оборудования серийной продукцией (как потом выяснилось, завод мог бы взяться за этот заказ, но с условием корректировки сроков). Договор с ВНИИТрансмашем на поставку танка с новой пушкой повышенного могущества трещал по всем швам. Что оставалось делать? В КБ-3 сварную башню оригинальной конструкции спроектировал Н.Н.Соловьев под руководством А.И.Холопова, а ее изготовителем определили Ждановский завод транспортного машиностроения (г. Мариуполь, Украина). Соответствующий договор был заключен между заводом и ВНИИ Стали. Однако и эта работа задержалась.

Тогда было принято решение доработать башню серийного танка. Это поручили Ю.Н.Новикову, конструктору отдела вооружения КБ-3. Конструкция штатной башни претерпела ряд существенных изменений. В районе амбразуры вварили новую отливку, доработанную под габариты 152,4-мм мм пушки изменили геометрию кормовой части башни, сделали спецниши, массу башни увеличили установкой грузов до величины, соответствующей новому боевому отделению. Доработку серийной башни выполнили в зуборезном цехе МХ-8 Кировского завода, а беговых дорожек — в цехе MX-18 на карусельном станке с числовым программным управлением. Увеличение веса башни и силы отдачи потребовало не просто доработки погона башни, а по сути, создания новой конструкции. Неоценимая роль в этом принадлежит ученым и специалистам ВНИИТрансмаша В.Н.Лукьянову, В.М.Колесникову и И.К.Селифонову. Особые заслуги в разработке погонного устройства новой схемы (причем, в серийных габаритах) принадлежит специалисту ВНИИТрансмаша В.С,Галицкому. Среди предложенных решений можно назвать терроидальные беговые дорожки и квадратные втулки из фенолона, с разделителями. ВНИИТрансмаш своевременно поставил фениловые шарики.

Полученная конструкция погона характеризовалась целым набором новых качеств. Новые беговые дорожки не требовали обработки токами высокой частоты и последующей трудоемкой правки; существенно повысилась прочность при обстреле; не стало таких люфтов, как с серийными шариками, а следовательно — не подлежала сомнению вероятность улучшенной работы стабилизатора, повышалась точность стрельбы при кренах (по горизонтальным отклонениям). Стала ненужной традиционная обильная смазка, работу погона теперь обеспечивали граммы бисульфатной смазки. Справедливости ради отметим, что в Харькове, на заводе им. Малышева, также испытали подобный опытный погон, при этом были подтверждены его преимущества и повышенные свойства. Можно сравнить новую схему погона с зарубежными разработками в США и Германии. «Проволочные» беговые дорожки с малыми роликами, компенсирующие откаты от усилий отдачи в 100-115 т, были сложны по сравнению со 152,4-мм пушкой, к тому же, у нас цифры по усилию отката составили 120-130 т, а величина отката — 340 мм. Да и двухрядный погон в три кольца на «Абрамсе» (причем верхнее кольцо — разъемное) — дорого и трудоемко.

Решить ряд проблем по применению нового орудия в серийной башне позволили и другие инновационные находки. Очень важно было применение в орудии поршневого затвора вместо клинового, поскольку последний при открывании клина сбрасывал подпор. Оригинальным решением стало внедрение воздушной продувки, заменившей эжекторную схему очистки ствола после выстрела. Заметим, что мариупольские машиностроители все же сделали опытную башню. На ней обнаружилась написанная мелом фраза: Сделаем запросто, заказывайте еще!

Но вернемся к испытаниям танка со 152,4-мм пушкой. В ходе испытаний и исследований были выполнены серии выстрелов. Несколько выстрелов на Ржевке из «Объекта 292» сделали по списанному танку Т-72. Как вспоминал Александр Иванович Холопов, принимавший участие в осмотре этой машины после обстрела, «в башне было несколько проломов, а от мощного воздействия снаряда сорвались со своих креплений приборы и элементы оборудования в боевом отделении Т-72″. В целом результаты этих испытаний «Объект 292» были вполне обнадеживающими, в том числе по элементам пушки. Полученные повышенные баллистические характеристики по импульсу выстрела более чем в 1,5 раза превышали аналогичные для штатного орудия 2А46М-1 калибра 125 мм. Несмотря на это, стрельбовые испытания показали высокую устойчивость шасси Т-80БВ и надежность всех его узлов. Главное — откат 152,4-мм пушки остался на уровне 2А46М1. Требуемые нормативы по ускорениям и нагрузкам на рабочих местах экипажа и по ударостойкости аппаратуры оказались соблюдены.

Стало ясно, что идея установки пушки повышенного могущества в Т-80 является жизнеспособной и не вызывает особых сомнений. Удалось в разы повысить мощь артиллерийского вооружения отечественного танка, показать теоретически и доказать на практике реальность и перспективность такого решения. Не вызывает сомнений, что эта работа стала, по сути, своеобразным прорывным скачком в повышении могущества важнейшей компоненты танка — вооружения. Вновь обратимся к воспоминаниям А.К. Дзявго: Изготовлен обьект. На Ржевском полигоне проверена работа орудия и воздействие выстрела на экипаж и танк. Заключение было положительное. Но заказчик не проявил интереса к этой работе. Распад СССР, флирт с НАТО, ранжирование вооружений, увлечение стратегией бесконтактной войны, рассуждения о характере будущих войн, мода на международную кооперацию при создании военной техники делают свое дело — былая танковая мощь страны падает. Хотя на вооружение Сухопутных войск России формально принята боевая машина поддержки танков (БМПТ), все же лучшей поддержкой танка будет реализация имеющихся больших потенциальных возможностей вооружения по дальнейшему повышению его боевых характеристик».

Несмотря на это, история с установкой пушки повышенного могущества в серийный танк завершилась на печальной ноте. 22 октября 2007 г. специалисты ОАО «Спецмаш» отгрузили «Объект 292» в подмосковную Кубинку, в Военно-исторический музей бронетанкового вооружения и техники, где он находится в настоящее время.

 

Опытный танк «Объект 292» (СССР)
голосов: 3, средний рейтинг: 5.00



Поделиться:


One Response to Опытный танк «Объект 292» (СССР)

  1. Владимир Васильевич:

    Допущена ошибка в инициалах.

    Правильно следует читать: М.В.Колесников (Михаил Владимирович)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Top