Вторая мировая была «войной моторов». Всем известно, что Германия в развитии своих моторизованных сил преуспела. И это с учетом того, что с топливом для моторов в ней было проблематично. Не имела она больших запасов нефти, а её противники, в первую очередь, конечно, Великобритания, а в последствии и США, отрезали её от поставок из мест основной добычи. Но гений немецких ученых позволил создать производство синтетического топлива (газолина) из бурого угля, запасы которого на территории Германии были значительны. Вот почему всю войну её танки приводились в движение двигателями, работающими на легком топливе, так как немногочисленные поставки нефти из Румынии после переработки в дизтопливо шли на «прокорм» Кригсмарине, особенно в «желудки» многочисленных подводных лодок.
Производство синтетического топлива — довольно сложный и дорогостоящий процесс, а так как тратить его на обучение новых экипажей танков приходилось много, то для экономии немецкие ученые, основываясь на процессе Фишера — Тропша, известном с 1923 года, предложили иной вариант — газогенераторную установку, работающую все на том же буром угле.
Вот как это выглядело…
Что, в принципе, было логичным шагом, так как к тому времени подобные установки уже нашли свое место на колесных автомобилях.
Буквы RW на номере этого грузовика означают, что он принадлежит Рейхсверу. Т.е сделан до 1933 года. По всей видимости некоторое количество автомобилей с газогенераторами уже имелось в немецкой армии еще и до 1933 года. Военный засыпает в генератор топливо, что он там засыпает — понять сложно. Возможно, что дрова или….шишки.
Первые упоминания о попытках установки газогенераторов на танки, относятся к 1938 году, но особого размаха они достигли уже после начала Второй мировой. Основные работы по разработке этой тематики были организованы в Освенциме, где были развернуты лаборатории и мощности немецкого химпроизводства.
В результате на свет появились Panzerkampfwagen, которые сами немцы в шутку называли «самоходными самогонными аппаратами». Это учебный танк на базе Pz I.
Более «внушительно» смотрелся учебный танк на базе Pz II.
И чешский легкий танк LT vz.38, он же Pz.38(t). Которые во множестве служили в вермахте
Несколько Pz I c газогенераторами были «превращены» в американские М-4 «Шерман» и использовались для тренировок расчетов ПТО, а в 1945 году начали привлекаться для тренировок «фольксштурма» в проведении боев в городе.
Особняком стоят танки переделанные под работу на сжиженном газе, как средние Pz IV…
…так и более тяжелые Pz VI «Тигр».
и вот такой «безбашенный» «Тигр» работающий на смеси пропан-бутан . Эти танки были в тренировочном лагере Падерборн (Panzer Ersatz-und Ausbildungsbataillon 500) Там существовало пять единиц Тигр I
Pz V «Пантера», переоборудованный под работу на сжиженном метане.
Самоходка «Мардер».
Также для тыловых частей был разработан тягач на базе Pz II. Один из которых был захвачен партизанами в Дании у Sturmgeschutz-Ersatz und Ausbildungs-Abteilung 400.
БТР «Ханомаг» с газогенераторной установкой. Так же использовались в учебных подразделениях, с целью — экономия бензина. Судя по надписям снимки сделаны где-то в Голландии.
А что же о боевом применении газогенераторных танков? Есть упоминание об использовании в боях учебного Pz I с башней от Pz III и в боях за Берлин псевдо-»Шерманов» . Также есть неподтвержденные сведения, что около 50 танков Pz VIB «Тигр-2″ (или «Королевский Тигр») было оборудовано газогенераторными установками весной 1945 года и что все они были уничтожены в боестолкновениях.
После окончания Второй мировой эти немецкие разработки попали в США и там были успешно «забыты», но, возможно, новый топливный кризис заставит вспомнить о них и применить вновь… на учебных боевых машинах.
А вот еще вдогонку французские гражданские автомобили на угле и газе в Париже.
ну и вот еще
«В СССР в 1936 г. было принято постановление СНК СССР о производстве газогенераторных автомобилей и тракторов.
В 1936 году выпущена первая партия газогенераторных грузовиков ЗИС-13, а затем — ЗИС-21 и на Горьковском заводе — ГАЗ-42. В начале 1941 года выпускались работавшие на древесных чурках газогенераторные установки для автомобилей ЗИС, тракторов ЧТЗ и ХТЗ. Они имели существенные недостатки: небольшую мощность, быстрый износ металла, заводские дефекты, приводившие к большим простоям. Однако газогенераторные автомобили и трактора стали большим плюсом во время Великой Отечественной войны — они активно использовались в тылу.» (Википедия)
Самоходный самогонный аппарат
голосов: 2, средний рейтинг: 5.00