При водоизмещении порядка 400 т они имели достаточно скромные мореходные характеристики, небольшую скорость и дальность хода, а также устаревшее радиоэлектронное оборудование. Новые корабли, которые должны были прийти на смену видавшим виды «Хайнаням», по мнению китайских военных, следовало строить гораздо большими: это позволяло не только разместить более современное вооружение и оборудование, но и повысить мореходность, увеличить дальность плавания и создать более комфортные условия для размещения экипажа. С другой стороны, нужно было избежать чрезмерного возрастания стоимости корабля, чтобы сохранить возможность массовой постройки. И, надо сказать, китайские инженеры с поставленными задачами вполне справились. Разработка проекта корвета, получившего обозначение 056 и шифр «Циндао», осуществлялась одним из конструкторских бюро Китайской государственной судостроительной компании (CSSC — China State Shipbuilding Company). Официальная презентация модели корабля состоялась в ноябре 2010 года во время визита заместителя начальника гарнизона Специального административного района Гонконг в местный университет, А уже в середине 2011 года первый корвет нового проекта — «Бенбу» (бортовой номер 582) — был заложен на стапеле верфи «Худонг-Жонхуа» в Шанхае.
Ранним утром 23 мая 2012 года корабль торжественно спустили на воду В тот момент «Бенбу» находился в уже достаточно высокой степени готовности, благодаря чему уже 7 ноября смог начать ходовые испытания. 25 февраля 2013 года состоялась церемония ввода «Бенбу» в боевой состав ВМС Народно-освободительной армии Китая (НОАК). Таким образом, цикл постройки головного корабля нового проекта занял примерно 20 месяцев. Для сравнения: российский корвет «Стерегущий» (головной корабль проекта 20380) был заложен в декабре 2001 года, а в состав флота вошел в феврале 2008 — через 74 месяца! Дальнейшее строительство корветов проекта 056, осуществляемое четырьмя верфями (помимо «Худонг-Жонхуа», в профамме задействовали предприятия «Ляоян» в Даляне, «Хуанпу» в Гуанчжоу и «Вучанг» в Ухани), ведется столь же высокими темпами — к середине 2014 года в строю флота находились уже 14 таких кораблей (российских корветов проекта 20380 — только четыре). Точное количество планируемых к постройке корветов проекта 056 неизвестно. В печати называется цифра — 42 единицы. Если она соответствует действительности, а темп постройки кораблей не будет снижаться, то вся программа будет выполнена к 2020 году, а возможно, и быстрее.
Корвет проекта 056 «Циндао» предназначен для выполнения широкого спектра задач как в мирное время, так и в условиях кризиса или войны: патрулирование 200-мильной исключительной экономической зоны, осуществление поисково-спасательных операций, ведение разведки, охрана подходов к собственным военно-морским базам и портам, противолодочное охранение корабельных соединений, борьба с надводными и воздушными целями. По общей архитектуре «Циндао» представляет собой уменьшенный вариант фрегата проекта 054 («Цзянкай») — оба корабля имеют весьма близкие теоретические линии корпуса (особенно в его носовой части) и характерный низкий силуэт с приподнятой палубой в средней части корпуса. Стальной корпус длиной 89 м и шириной 11,6 м впервые в практике китайского военного судостроения выполнен по модульной технологии, позволяющей существенно ускорить постройку корабля, превращающуюся, по сути, в сборку из «кубиков». Кроме того, модульная технология облегчает и модернизацию кораблей. Также появляется возможность гибко приспосабливать корабли под нужды потенциальных заказчиков, меняя состав вооружения и оборудования.
Корпус имеет двойное дно и пять палуб, три из которых простираются на всю длину корабля. Внешние обводы корпуса и надстройки соответствуют требованиям технологии снижения радиолокационной заметности («стелс»); кроме того, борта корабля, мачты и труба покрыты специальной краской, поглощающей микроволновое излучение. Характерной чертой корпуса «Циндао» является острый угол сопряжения листов, образующих борта и днище, что встречается обычно у скоростных катеров, а не у больших мореходных кораблей. Такое решение, вероятно, было принято для улучшения технологичности сборки корпуса, однако оно сделало невозможным применение стандартных для больших кораблей успокоителей качки — постоянных бортовых килей. Вместо них корабль оборудован активной системой гашения колебаний в виде выдвижных «плавников», обеспечивающих безопасное проведение взлетно-посадочных операций палубным вертолетом, а также эффективное применение оружия.
Корабль имеет единственный якорь, клюз которого расположен в форштевне. Силовая установка корвета проекта 056 дизельная. Она включает два двигателя «SEMT-Пилстик» 16РА 6V-280 STC с турбонаддувом. Такой двигатель способен длительное время поддерживать мощность 7000 л-с. (при 1 080 об./мин). Дизеля производятся по французской лицензии в Китае фирмами «Шанси Дизель Хэви Индастри» и «Худонг Хэви Машинери». Посредством редуктора немецкой фирмы «Ренк» дизеля приводят во вращение два вала с пятилопостными винтами. Силовая установка обеспечивает корвету максимальную длительную скорость хода 28 узлов, а кратковременно он может разогнаться и до 30 узлов. Дальность плавания при скорости 18 узлов составляет 3 500 миль.
Как и на других современных кораблях, жилые помещения на «Циндао» сосредоточены в средней части корабля — наименее подверженной качке. Каюты и кубрики членов экипажа отличаются достаточно высоким уровнем комфорта, снабжены устройствами кондиционирования воздуха, но не имеют иллюминаторов — решение, практикующееся в военном кораблестроении уже несколько десятилетий. Численность экипажа корвета проекта 056 составляет 60 человек, что свидетельствует о высокой степени автоматизации корабля. Для сравнения: на втрое меньших по размерам «Хайнанях» экипаж состоит из 78 человек, а на российских корветах проекта 20380 (правда, несколько больших, чем их китайские «одноклассники») — из 99. Корабль несет одну лодку с полужестким корпусом (типа RHIB), размещенную ниже полетной палубы в специальной нише, закрытой воротами-ролетами. Спасательные средства включают четыре надувных плота — упакованные в белые контейнеры-«бочки» они находятся по бокам дымовой трубы.
Для решения поставленных задач корабли проекта 056 снабжены достаточно богатым и современным набором вооружения и радиоэлектронных средств. В носовой части палубы размещена 76-мм одноорудийная артустановка H/PJ-26, представляющая собой модернизированный вариант советской артустановки АК-176, выпускающийся в Китае. По сравнению с исходным образцом китайским инженерам удалось поднять скорострельность со 120 до 150 выстр./мин. Кроме того, башня артустановки, выполненная из алюминиевого сплава, заменена новой пластмассовой, «стелсообразной» формы. В боекомплект H/PJ-26 входят два типа снарядов — общего назначения с ударным взрывателем и зенитный, снабженный неконтактным радиолокационным взрывателем радиусом действия 8 м. Каждый снаряд весит 5,9 кг Техническая дальность стрельбы составляет 15,7 км, но ввиду наличия в каждом снаряде устройства самоликвидации на практике она ограничена 11 км. Готовый к стрельбе боекомплект включает 152 снаряда. Орудие H/PJ-26 может вести огонь в двух режимах — основном (с целеуказанием от корабельного радара) и резервном (с применением оптического прицела). В отличие от большинства современных корабельных артустановок среднего и крупного калибра, H/PJ 26 (равно как и ее прототип АК-176) не является необитаемой: при стрельбе в башне находятся два члена расчета.
Второй тип артсистемы, установленный на корвете проекта 056, является совершенно новым. 30-мм одноствольная артустановка H/PJ-15 представляет собой средство ближнего боя, весьма напоминающее 27-мм систему MLG 27 разработки немецкого концерна «Рейнметалл». H/PJ-15 состоит из стабилизированной платформы, на которой установлены сама пушка с боекомплектом, многосенсорная электронно-оптическая головка, а также место наводчика и его вспомогательный оптический прицел. Артустановка может вести огонь в автоматическим режиме (дистанционное управление) либо в ручном (управляет наводчик). На «Циндао» имеется два комплекса H/PJ-15, смонтированных по бортам кормовой части надстройки. Главным средством поражения надводных целей являются противокорабельные ракеты YJ-83 (экспортное обозначение — С 803). Эта ПКР представляет собой дальнейшее развитие широко известной и распространенной дозвуковой ракеты YJ-82 (С 802). Программа ее разработки стартовала в 1994 году, а в серийное производство YJ-83 запустили на рубеже веков. Ракета имеет длину около 7 м, диаметр ее корпуса составляет 360 мм, а стартовая масса — примерно 1 200 кг (из них 350 кг приходятся на твердотопливный стартовый ускоритель).
Благодаря более мощному, чем на YJ-82, турбореактивному двигателю (базирующемуся на французской модели «Микротурбо» TRI 40) и соответствующему запасу топлива дальность стрельбы ПКР YJ-83 достигает 300 км при полете на малой высоте и разгоне до сверхзвуковой скорости на концевом участке траектории: на расстоянии 30-8 км до цели скорость постепенно увеличивается до 1,3 М, 1,7 М и, наконец, до 2 М (вдвое быстрее звука). Комбинированная система наведения включает радиолокационную и инфракрасную головки, автопилот с инерциальной платформой, а также радиовысотомер, обеспечивающий полет ракеты на высоте 10-50 м (за 15-20 км до цели ракета снижается до 5 м). Фугасно-полубронебойная боевая часть массой 165 кг снабжена контактным взрывателем с небольшой временной задержкой, обеспечивающим срабатывание внутри корпуса цели. Корвет проекта 056 несет четыре ПКР YJ-83, размещенных на двух двухзарядных пусковых установках между фок-мачтой и дымовой трубой.
ПВО корвета обеспечивает зенитный ракетный комплекс ближнего действия AJK-10, более известный под экспортным наименованием FL-3000N. Его восьмизарядная пусковая установка смонтирована над кормовой надстройкой и имеет весьма широкий угол горизонтального обстрела — до 280°. Еще одной характерной чертой ПУ является практически неограниченный угол вертикального наведения — он достигает 90°, что позволяет поражать воздушные цели прямо над кораблем. Внешне пусковая установка AJK-10 напоминает аналогичное устройство американо-германского ЗРК RAM, а сам китайский комплекс определяется специалистами как era «интеллектуальная копия». ЗРК AJK-10 ведет огонь ракетами HHQ-10 (экспортное обозначение — TY-90). При длине 2 м и диаметре корпуса 120 мм ракета весит 35 кг и снаряжается 5-кг осколочно-фугасной боевой частью с комбинированным взрывателем — неконтактным лазерным, срабатывающим при пролете вблизи цели, и обычным контактным, срабатывающим при прямом попадании. Ракета может выполнять маневры с перегрузкой до 18 g и разгоняться до скорости 2,5 М, благодаря чему способна уверенно поражать цели, летящие со скоростью до 1 500 км/ч. Максимальная дальность стрельбы по дозвуковым целям составляет 9-10 км, по сверхзвуковым — 6-7 км, минимальная — 400 м. Максимальная вьюота полета перехватываемой цели — 6 км.
Система наведения HHQ-10 базируется на двух пассивных датчиках — электромагнитном и инфракрасном, установленных в носовом обтекателе. Их дополняет компактная инерциальная платформа. Непосредственно перед пуском ракета получает необходимые данные о цели от корабельной системы боевого управления, а сам полет осуществляется в режиме «выстрелил и забыл». Боекомплект ЗРК AJK-10 на корвете проекта 056 состоит из 24-32 ракет Существенными недостатками того варианта комплекса, который установлен на «Циндао», являются малое количество ракет на ПУ и ручная перезарядка. Это делает невозможным отражение массированных воздушных атак. Стоит отметить, что создатель AJK-10 — корпорация CASIC (China Aerospace Science and Industry Corporation) — разработала более совершенные варианты ЗРК с 18- и 24-зарядными ПУ и устройствами автоматической перезарядки (18-зарядные ПУ, в частности, вошли в состав вооружения авианосца «Ляонин»),
Противолодочное вооружение корвета «Циндао» представлено двумя 324-мм трехтрубными торпедными аппаратами — копиями итальянского изделия WASS В515/3. Они установлены внутри кормовой надстройки на уровне полетной палубы, разнесены побортно и стреляют через большие люки в бортах. Боекомплект состоит из 12 торпед, часть из которых может использоваться палубным вертолетом. На кораблях применяются торпеды двух типов — Yu-7 и ЕТ-52, причем оба являются копиями западных образцов. Парогазовая торпеда Yu-7 создана на базе американской Мк 46 mod. 2. При длине 260 см и массе 235 кг она снаряжена боевой частью, весящей 45 кг Максимальная скорость торпеды на малой глубине достигает 47 узлов, дальность хода -11 км на глубине 15 м либо 6-7 км на максимальной глубине 460 м. Активно-пассивная гидроакустическая головка самонаведения имеет радиус действия 550 м. Второй образец — ЕТ-52 — представляет собой электрическую торпеду, скопированную с итальянской A244/S. При массе и габаритах, идентичных Yu-7, она имеет более легкую боевую часть (34 кг), меньшую скорость (30 узлов) и дальность хода (6 км), но снабжена более совершенной головкой самонаведения с радиусом действия 2 000 м.
Обнаружение и уничтожение вражеских субмарин на больших дальностях возлагаются на корабельный вертолет Z-9C — лицензионный вариант французской машины «Aэpocпacьяль»AS.565 «Пантер» (морская авиация КНР располагает примерно 25 вертолетами этой модификации). Машина взлетной массой 4,3 т оборудована радаром KLC-1 и опускаемой ГАС типа 605 (оба изделия представляют собой копии французских станций «Варан» и HS-12 соответственно), а также аппаратурой передачи данных для загоризонтного целеуказания ПКР YJ-83. Дальность обнаружения надводной цели класса эсминец-фрегат радаром составляет 150 км. Гидроакустическая станция способна обнаруживать субмарины на расстоянии до 10 км. Для поражения подводных целей вертолет может нести две 324-мм торпеды. Вертолет действует с полетной палубы длиной 19,5 м, находящейся в кормовой части корабля. Она поднята над ватерлинией на 5,1 м, что обеспечивает достаточно эффективную защиту вертолета от волн. Постоянное базирование вертолета на корвете не предусмотрено, ангар отсутствует, но в кормовой надстройке расположены помещения с необходимым оборудованием для технического обслуживания винтокрылой машины.
Состав бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) корвета проекта 056 специалисты оценивают как не особенно богатый, но вполне современный и отвечающий назначению корабля. Как и в случае с вооружением, подавляющее большинство элементов БРЭО является копиями зарубежных образцов, в той либо иной мере усовершенствованными. Например, двухкоординатный радар обнаружения надводных и воздушных целей типа 364 (экспортное наименование — SR-64C «Сигалл» С) является развитием итальянской РЛС «Селениа» RAN-10S, хотя и отличается другим типом антенны. Радар работает в диапазоне частот G/H (4-S ГГц) и обеспечивает обнаружение самолетов на средних и больших высотах на дальности до 500 км, а низколетящих ПКР — на дальности до 50 км. Антенна РЛС имеет встроенный модуль системы опознавания «свой-чужой», а также может применяться для наведения ПКР на начальном участке их траектории.
Итальянское происхождение имеет и РЛС типа 366 (LR-66), служащая для управления огнем 76-мм артустановки: она разработана на базе радара «Селениа» RTN-20X «Орион». Станция, снабженная тарельчатой антенной, работает в диапазоне I/J (8-20 ГГц) и способна обнаружить небольшую цель с эффективной площадью рассеивания 0,1 кв. м на расстоянии 10 км. Радиолокационное оборудование «Циндао» дополняют еще две станции — навигационная РЛС тип 760 (копия «Ракал/Декка» RM 1290A/D) и тип 754, предназначенная для обеспечения операций с применением вертолета. Дополнительным средством обнаружения надводных целей является электронно-оптическая станция CCORI IR, включающая низкоуровневую комбинированную (дневную/ночную) телевизионную камеру, инфракрасную камеру и лазерный дальномер. Они смонтированы на стабилизированной в трех плоскостях платформе, которая устанавливается на крыше ходовой рубки. Этот комплекс обеспечивает обнаружение целей на дальности до 30 км, а его дополнительным достоинством является пассивный режим работы.
Обнаружение подводных целей обеспечивает гидроакустическая станция с антенной в подкильном обтекателе. Тип ее официально не указывается, но можно предположить, что ГАС принадлежит к одному из двух типов — российскому МГК-335ЭМ-03 «Платина-С» (такие ГАС устанавливаются на новых фрегатах проекта 054) либо китайскому S-07 (копия французского сонара DUBA-25; устанавливалась на серии фрегатов проекта 053Н2, вступивших в строй в 1999-2005 годах). Комплекс РЭБ корвета проекта 056 весьма скромен по своему составу: он включает лишь станцию предупреждения о радиолокационном обнаружении и два устройства отстрела ложных целей. Станция 923-1 (экспортное обозначение — RW-23-1) является копией российской МРП-10М «Накат» М и отличается очень широким диапазоном обнаруживаемых сигналов — от 2 до 18 ГГц. Устройства отстрела ложных целей представляют собой копии американских шестиствольных 130-мм пусковых установок Мк 137 системы SuperRBOC Мк 36 mod.1. Они стреляют снарядами нескольких типов, снаряженными дипольными радиолокационными отражателями и инфракрасными ловушками. Комплекс средств связи включает радиостанции средне-, коротко- и ультракоротковолновых диапазонов, а также две станции спутниковой связи — военную SATCOM STNI-240 и гражданскую INMARSAT. Корвет оборудован боевой информационно-управляющей системой (БИУС), однако подробности об ее конфигурации пока не опубликованы. Считается, что она является модификацией БИУС ZKJ-4B/6J, устанавливаемой на фрегатах проекта 054А.
Корветы проекта 056 являются вполне современными многоцелевыми кораблями, а их массовое строительство позволит качественно усилить эскортные силы ВМС НОАК. Вместе с тем специалисты отмечают и ряд недостатков, присущих этому проекту. Прежде всего это касается относительной слабости средств ПВО и РЭБ. Также отмечается отсутствие возможности для постоянного базирования вертолета. А вот сравнительно малый боекомплект ПКР (всего четыре единицы) недостатком не считается, ведь корабли этого типа будут действовать в группах по 4-6 единиц. Модульная конструкция корвета позволяет в дальнейшем устранить недостатки и модернизировать корабли. Некоторые шаги в этом направлении уже предпринимаются: начато строительство корветов проекта 056А, которые в дополнение к подкильной ГАС оборудованы гидроакустической станцией с протяженной буксируемой антенной. Это решение позволяет существенно увеличить дальность обнаружения подводных целей. Недорогой и эффективный корабль, которым является корвет проекта 056, вполне закономерно вызвал интерес со стороны зарубежных заказчиков. В частности, Бангладеш заказал два корабля в базовой конфигурации (строятся в Ухани), а также планирует наладить постройку таких корветов на собственной верфи в Кхулне. Для Нигерии строятся два сторожевых корабля проекта P18N, отличающиеся несколько увеличенными размерами и сокращенным составом вооружения, представленного только артиллерийскими системами. Проявляют интерес к кораблю также Пакистан и Казахстан.
Основные характеристики корвета 056 Qingdao
Водоизмещение стандартное/полное, т 1300/1440
Длина, м 89
Ширина, м 11,6
Осадка, м 4
Мощность силовой установки, л,с, 14000
Скорость хода, уз 28
Дальность плавания, миль (при скорости, уз) 3500 (18)
Экипаж, чел. 60
Вооружение:
- ракетное 2×2 ПКРК YJ-83, 1×8 3KP AJK-10
- артиллерийское 1×1 76-мм АУ H/PJ-26, 2×1 30-мм АУ H/PJ-15
- торпедное 2×3 324-мм ТА
- авиационное ВПП для вертолета Z-9C