Кто бы мог подумать, что совсем не далеко от Воронежа существует самый настоящий замок. Не средневековый конечно и не такой старый, как хотелось бы — всего лишь 19 век. Однако для этого региона это необычная достопримечательность, тем более, что владельцы его — родственники Романовых, да и сами Романовы в нем успели перебывать в гостях практически все.
Посетил я его буквально несколько дней назад, в рамках мероприятия «Кожаный мяч. Кубок Кока-Кола 2015″ про которое я вам расскажу как нибудь позже. А теперь давайте все же подробнее про сам замок, про его историю и владельцев…
Фото 2.
Дворцовый комплекс Ольденбургских в Рамони является целостным ландшафтно-архитектурным памятником, единственным в Центрально-Черноземном регионе дворцовым комплексом, владельцы которого были связаны родством с Императорской семьей.
Центром и доминантой большого архитектурного ансамбля является Дворец с въездными воротами в виде двух кирпичных башен, на одной из которых установлены часы. На довольно обширной территории расположено еще несколько построек, связанных стилистическими особенностями.
Дворец — уникальный памятник, поскольку в нем сохранились некоторые подлинные интерьеры, а также имеются многочисленные архивные фотографии, позволяющие в точности воссоздать утраченные элементы внутреннего оформления. Строительство дворцового ансамбля начинается в 1883 году.
Фото 3.
Достоверные сведения об авторах проекта дворца отсутствуют. В разных источниках встречаются упоминания об архитекторах Н.Л.Бенуа. И.С. Китнере, Ф. Л. Миллере. Перед началом строительства были проведены большие подготовительные работы.
Прибывали мастеровые, расчищалась территория, изготавливался штучный «пяточный» кирпич, валился и распиливался лес. Три года возводили стены метровой толщины.
Внутри стен оставались пустоты для особой системы отопления. Стоящая в подвале печь отапливала огромное по площади здание, от нее отходили трубы, скрываемые стенами, каждая стена заканчивалась дымоходом. Красный кирпич быстро прогревался от горячего воздуха и начинал отдавать тепло комнатам дворца. Крыша покрывалась добротным кровельным железом. Для придания особого колорита было изготовлено железо с особым декором — чешуйками.
Фото 4.
На первом этаже располагались парадные комнаты – рабочий кабинет, большая гостиная, библиотека, бильярдная. На втором этаже были личные апартаменты Ольденбургских. Внутренние интерьеры дворца оформлялись в течение 1887 года. Именно этот год считается годом окончания строительства.
Изысканность дворцовому комплексу придавали изящные творения кузнечного дела — витые чугунные ворота, ограда балконов.
Фото 5.
На восточной стороне дворца была веранда, крытая легким хрупким стеклом, в которое была вплетена металлическая проволока, придававшая ему прочность. Вниз до кондитерской фабрики спускалась роскошная лестница, каскад водопадов, гроты.
Рядом с дворцом были расположены «свитские номера» для свиты, сопровождавшей знатных особ, приезжавших к Ольденбургским в гости. На башне въездных ворот установлены куранты швейцарской фирмы «Винтер», точная копия кремлевских.
Фото 6.
В «Путеводителе по живописным местам России», вышедшем в 1898 году в Санкт-Петербурге можно прочитать следующие строки: «Рамонь — один из прелестнейших уголков, достойных внимания всякого путешественника.
Великолепный царский дворец, отличающийся необычной простотой, но в то же время большим вкусом и изяществом. С башенок дворца открывается со всех сторон чудесный ландшафт: у подножия дворцового парка, в нескольких саженях от правого берега, виднеются постройки свеклосахарного завода, далее через реку, на левом берегу в чаще находится зверинец.
С противоположной стороны дворца, с той же башни, ваше око любуется образцово устроенной народной школой и больницей, далее советуем заглянуть в японский павильон и образцовые конюшни».
Фото 7.
Наша экскурсия внезапно началась с подвала, по этому и я вам так же буду рассказывать с подвала.
Фото 8.
В общем то значительная часть времени была уделена тому, чтобы убедить нас в том, что тут никаких зверств и страшных историй не случалось . Не было просто такой исторической предпосылки.
Фото 9.
Замок Евгении Ольденбургской окутан множеством легенд. Каждый житель Рамони знает хотя бы одну, и у каждого есть своя собственная. Например, есть поверье, что под замком проложен длинный ход, ведущий неизвестно куда, (в других версиях, известно — к кладам принцессы). Из-за непривычной для принцессы склонности к охоте, ее часто обвиняли в жестокости к людям, даже ползли слухи, что в подземельях замка принцесса держит тюрьмы. На происхождение этой легенды, возможно, повлияло то, что принцесса держала маленький зверинец под замком, и для темных жителей тогдашней Рамони странные звуки, издаваемые какой-нибудь зверюшкой, вполне могли быть «воем томящихся в темнице духов». Есть еще одна легенда, вполне правдоподобная, что управляющий замком был человеком жестоким. Сказывали, что однажды он выгнал молодую служанку, за то, что та недостаточно хорошо вымыла посуду, и приказал выставить ее на снег. Девушка умерла и до сих пор бродит призраком по двору замка… Сказки о замке, внезапно опустевшем со смертью хозяйки, говорились по всей Рамони, да и теперь это излюбленная тема для разговора. Самая популярная из них, вышедшая даже за пределы Рамони, это история о неком знахаре — колдуне, даром, что село Животинное, известное место рождения всевозможных колдунов, совсем рядом. Об этом селе надо говорить особо, потому что до сих пор, несмотря на современное «научное объяснение», люди видят там загадочные огни в небе, тени, бродящие средь деревьев…
Фото 10.
Итак, еще одна легенда.Я привожу самую правдоподобную версию (а их нескончаемое множество). «Принцесса Ольденбургская была тяжело больна. Лучшие лекари не могли ей помочь. Она погибала от болезни, а лекарь так и не был найден. Ни одно лекарство не приносило ей улучшения. Знахарей искали везде: в полях, лесах, деревнях, города, но все, лишь только разводили руками, едва осмотрев принцессу. По мнению одного из врачевателей, больной осталось жить не более недели. Закончились бесплодные поиски. Уже возвращались гонцы, посланные в чужые страны. Врачей, осмелившихся следить за покоем принцессы, оставалось все меньше. Но вдруг в ворота замка тихо постучал странный человек. Он назвался лекарем, и ворота открылись перед ним. Никто в замке тогда не знал, что в народе этого человека называют колдуном. Он пожелал видеть принцессу, и, осмотрев ее, молвил, что сможет излечить ее. Он лечил ее уже три дня, и за это время полюбил ее. Каждый вечер он уходил в лес, а ранним утром, первое, что слышали обитатели замка, это его тихий стук в ворота. К третьему дню лечения принцесса открыла глаза и увидела своего лекаря. Узнав, что он спас ее от смерти, она приказала одарить его отдельной комнатой в замке (не пристало, дескать, такому врачу жить дичьем), и еще множеством всяких даров, а также денег, но знахарь от всего отказывался. Наклонившись к принцессе, он прошептал ей на ухо, что ему ничего не нужно, кроме ее любви. Принцесса была так напугана, что приказала выгнать его, а слуги только недоумевали по этому поводу. Но, к вечеру ей стало плохо, а колдун был тут как тут, перед воротами. Он прошептал над принцессой несколько слов, окропил каким отваром и она спокойно задышала, и прошла страшная лихорадка. Странно это было ее мужу — принцесса выздоравливала, а лекарь все отказывался от наград. За ним велась слежка, но колдун уходил от нее, как говорили преследователи, растворялся во тьме леса. А тем более, стали известными и в замке слухи о том, что таинственный врачеватель является лесным колдуном. На утро пятого дня принцесса встала с постели, а колдун исчез, едва принц захотел переговорить с ним. Но, ярость его прошла, едва он увидел румянец на щеках принцессы. На следующее утро колдуна схватили. Лично принц захотел видеть его. «Принцесса умрет, если я не смогу лечить ее» — спокойно сказал лекарь. Тогда принц спросил, почему он не берет денег за лечение. «Единственное, что мне нужно, это любовь принцессы» — был дан ответ. Стиснув зубы, принц позволил колдуну пройти к принцессе, узнав, что ей стало дурно
Фото 11.
Принц терпел недолго. На следующее утро, убедившись, что принцессе лучше, он приказал схватить колдуна и сжечь далеко в лесу. Приказ был исполнен. На утро седьмого дня знахарь не пришел…Ночью из покоев принцессы раздался громкий вопль. Принц проснулся и увидел, что принцессы рядом нет. А в тени, при тусклом свете фонарей стояла тень колдуна. Колдун что-то прошептал принцу, и прежде чем слуги ворвались в покои, исчез. А принц, на следующий деньпокинул замок…»
Архитектор Александр Руднев, работавший в 80-х на восстановлении замка, рассказывал: Когда в замке начался ремонт, рабочие еще не отказывались ночевать тут же, по месту работы. Для этого были специально оборудованы две комнаты на первом этаже в правом крыле здания. Они жаловались, что их мучили ночные кошмары, что наутро они просыпались разбитыми. По ночам люди слышали странные шумы. Иногда они походили на звуки катящегося по полу шара, иногда слышались приглушенные крики и стоны, иногда как будто хлопали крылья птиц, что-то щелкало и билось… Работа у реставраторов не клеилась. А однажды в прекрасный солнечный летний день в открытую дверь здания залетел голубь. Сразу после того, как птица попала вовнутрь, с ней стало происходить что-то невообразимое. Голубь свалился навзничь на пол и бессильно забил крыльями. Он пытался подняться, но тщетно и беспомощно катался по полу. Я поднял птицу и вынес ее на улицу. И только там голубь успокоился, перестал бить крыльями и через несколько минут смог взлететь. Однажды рабочие принесли кошку, но она шарахнулась от стен и словно ошпаренная выскочила на улицу. Никакой едой ее невозможно было заманить внутрь. «»Непонятные вещи происходили постоянно. У одного рабочего вдруг отнялись ноги. До этого он чувствовал себя совершенно нормально. Причем через три месяца, когда из-за болезни он перестал бывать в замке, так же неожиданно наступило выздоровление. » Многие из тех, кто в разные годы принимал участие в реставрации замка, поверили в то, что замок действительно проклят, и утверждают, что это призраки мешают работам. Может быть, призраки замка Ольденбургских, как и все другие привидения, не хотят, чтобы кто-то мешал им спокойно упиваться своей вековой болью?
Фото 12.
А вот кстати, удивительная печка, которая отапливала горячим дымом весь замок.
Фото 13.
Фото 14.
Фото 15.
Фото 16.
А вот в этом отверстии на потолке была ванна на этаже выше. Что то прослушал я для чего это было сделано.
Фото 17.
Фото 18.
Решетки остались еще с тех времен. Настоящие, кованные.
Фото 19.
А вот можете догадаться, зачем эти засечки на ограде лестницы? Сейчас я вам расскажу. Они были необходимы для того, чтобы прислуга не бегала по лестнице, т.к. это достаточно опасно. Как это работало ? А вот так: если девушка бежала, у нее очень широко развевалась юбка. Они цеплялись за эти засечки и рвали себе юбку.
Фото 20.
В замке 4 этажа, но нас водили только по первому. На остальных показывать пока нечего.
Фото 21.
С любовью построенный дворец служил Ольденбургским летней дачей. Сюда они приезжали на сезон сахароварения или для того, чтобы поохотиться в окрестных лесах и отдохнуть. В 1908 году из-за многочисленных долгов земля, сахарный завод и конфетная фабрика переходят в государственную казну.
Дворец перешел в ведомство Департамента уделов Министерства императорского двора. За принцами Ольденбургскими было сохранено только право проживания в нем. Евгения Максимилиановна и Александр Петрович навсегда покидают Рамонь.
Фото 22.
В 1917 году они уехали в Финляндию, а затем во Францию. В 1914 году Ольга Александровна Ольденбургская уехала из Рамони, чтобы работать в госпитале и помогать раненым на фронтах Первой мировой войны.
В 1917 году уехал к родителям Петр Ольденбургский. Так дворец остался без хозяев. После революции во дворце находилась контора сахарного завода, детская библиотека, детская музыкальная школа, Дом детского творчества. Во время Великой Отечественной войны (1943 год) во Дворце находился филиал Воронежского химико-технологического института.
Фото 23.
С 1960 года во дворце располагался районный народный краеведческий музей, созданный Н. В. Ильинским, известным краеведом, учителем химии Рамонской. школы. Из-за отсутствия своевременного ремонта все здания дворцового комплекса обветшали и дошли до аварийного состояния, с 1979 года дворец не использовался и находился в периодической реставрации.
1 декабря 2006 года было создано ООО «Рамонский центр развития туризма «Жемчужина», основным направлением деятельности которого было развитие внутреннего туризма на основе уже имеющихся ресурсов, в том числе Дворца.
С этого года ведется активная экскурсионная работа на территории усадьбы Ольденбургских.
Фото 24.
С 2010 года Дворцовый комплекс Ольденбургских обладает статусом объекта культурного наследия регионального значения. С этого момента при поддержке губернатора Воронежской области А. В. Гордеева начинаются активные работы по восстановлению ландшафтного и архитектурного облика дворцового комплекса.
Фото 25.
В 2013 году:
- проведена реконструкция придворцового парка в соответствии с канонами классического стиля, где гостей встречают геометрической формы яркие цветники, четко очерченные дорожки, аккуратно подстриженные деревья и кустарники, радующие глаз и создающие удивительное настроение;
- Правительством Воронежской области и администрацией Рамонского муниципального района была выполнена большая работа по расселению жителей зданий Дворцового комплекса в новые дома.;
- на средства Фонда поддержки культурного наследия Воронежской области во Дворце отреставрировано 3 камина, в Свитском корпусе крыша и фасад. К этим зданиям подведены инженерные коммуникации. В 2014 году начало свою деятельность автономное учреждение культуры «Историко-культурный центр «Дворцовый комплекс Ольденбургских», созданное Постановлением правительства Воронежской области.
Фото 26.
Ольденбургские — немецкие герцоги и герцогини Гольштейн-Готторпской династии, непосредственные прямые наследники российской императорской фамилии. Представителям немецкой Ольденбургской династии принадлежали престолы в Дании и Греции, в Норвегии и Швеции, а с 1761 года и в России.
Впервые с домом Романовых Ольденбургские породнились во времена Петра I, когда его дочь Анна Петровна вышла замуж за герцога Карла-Фридриха Гольштинского – родного племянника шведского короля Карла XII по линии матери Софьи Гедвиги.
Этот династический брак навсегда связал родственными узами Петра I и Карла XII, династию русских царей Романовых и одну из ветвей рода Ольденбургских – династию Гольштейн–Готторпских герцогов и герцогинь. От брака родился сын – Карл Петер Ульрих (Петр III), являвшийся одновременно наследником шведского и русского престолов.
Фото 27.
В 1761 году Гольштейн – Готторпы в лице Петра III воцарились в России и стали носить фамилию династии русских царей Романовых. Но уже через год престол потеряли.
С 1762 года по 1796 год Россией правила жена Петра III – Екатерина II (принцесса Софья-Фредерика-Августина-Цербская), представительница Ангальт – Цербской линии древней германской династии Асканиев. После ее смерти Гольштейн-Готторпы вновь возвращаются на русский престол в лице Павла I (1796-1801 гг.) и управляют Россией до весны 1917 года, до отречения Николая II от российского престола (2 марта 1917 года). Начало русской линии принцев Ольденбургских положил Петр-Фридрих-Георг (1784-1812), женившийся на дочери Павла I Екатерине (1788-1819).
Фото 28.
Династию продолжил их сын, видный государственный деятель Петр Георгиевич Ольденбургский (1812–1881) рода, чьи заслуги высоко были оценены в России.
К его столетнему юбилею в 1889 году на народные пожертвования в Санкт-Петербурге был установлен памятник с надпись «Просвещенному благотворителю Принцу П. Г. Ольденбургскому».
Его сыну Александру Петровичу (1844-1932) с супругой Евгенией Максимилиановной (1845-1925), а затем внуку Петру Александровичу (1868-1924) с супругой Ольгой Александровной (1882-1960), принадлежало имение «Рамонь».
Фото 29.
Владелица имения принцесса Евгения Максимилиановна Ольденбургская (1845-1925), урожденная княгиня Романовская, герцогиня Лейхтенбергская, принцесса Богарне, была внучкой Николая I, племянницей Александра II.
Получив в 1879 году имение в подарок от дяди императора Александра II, Евгения Максимилиановна кроме строительства собственного дворца создала в Рамони развитую инфраструктуру.
В 1880 году был возведен двухэтажный корпус сахарного завода, оснащенный новым технологическим оборудованием на паровой тяге, вырабатывающий 205 ц сахара в сутки, а к началу нового столетия – 150 тыс. пудов сахара в год.
В 1891 году дополнительно к сахаро-песочному производству открыт рафинадный цех, который вырабатывал сахарные «головы» конусообразной формы. В 1900 году сооружена 3-этажная пристройка «Паровой фабрики конфет и шоколада Ее Императорского Величества принцессы Е.М. Ольденбургской».
Фото 30.
Вот такие были интерьеры во дворце.
Фото 31.
К сожалению в 1917 все моментально разграбили и практически ничего не осталось. А сейчас что то восстанавливать в таком виде достаточно дорого. Экскурсовод рассказывала нам историю, что немцы предлагали вложиться в реставрацию, но с условием построить на территории дворца пивной заводик. Местные власти предложение отвергли, т.к. это сильно меняло исторический облик усадьбы.
Фото 32.
По прейскуранту 1906 года, она вырабатывала свыше 400 названий конфет, шоколада и других кондитерских изделий. Сырьем служили фрукты из садов Бунинской экономии и дополнительно закупались у населения. На международных выставках в Париже, Брюсселе, Лондоне фабрика награждена золотыми медалями.
В 1901 году вступила в строй железнодорожная ветка Графская – Рамонь. Это дало возможность вывозить продукцию по железной дороге, перевести завод с дровяного топлива на донецкий уголь, использовать в качестве поставщиков дешевой сахарной свеклы имения помещиков, расположенные на аннинской железнодорожной ветке.
Вступили в строй водонапорная башня и водопровод, началась электрификация предприятия и имения, было основано образцовое откормочное хозяйство крупного рогатого скота.
Фото 33.
Отстроен комплекс конезавода, включающий конюшни, ветлечебницу, манеж, каретную, открыты ковровые мастерские. К 1901 году имение насчитывало 7 тыс. десятин земли с восьмипольным севооборотом. Его границы достигали берегов Дона. Организация и ведение хозяйства опирались на научные достижения.
С помощью ученого-агронома Клингена принц Петр Александрович Ольденбургский (1868 — 1924) организовал работу опытного поля, которое в 1902 году вошло в состав опытных полей Всероссийского общества сахарозаводчиков, действовала метеорологическая станция. Большое внимание уделялось развитию школьного образования и здравоохранения.
Фото 34.
В 1880 году открыта школа и больница, начали работать образцовые столовые и общежития для мастеровых завода и инженеров, рабочим выдавались суды на строительство жилья.
В 1887 году в имении был возведен трехэтажный дворец в духе западноевропейской средневековой архитектуры (памятник архитектуры XIXв.). Принцесса активно включилась в общественную жизнь губернии и фактически возглавила губернское благотворительное общество.
Под патронажем Евгении Максимилиановны находилось множество художественных, медицинских и образовательных обществ в Воронеже: община сестер милосердия, Мариинская женская гимназия и Николаевская мужская прогимназия, кружок любителей рисования.
За свою деятельность она была отмечена орденом «За беспорочную службу отечеству на ниве благотворительности и просвещения».
Фото 35.
Фото 36.
Петр Александрович Ольденбургский (1868-1924), сын Евгении и Александра, закончил Училище правоведения, состоял на военной службе.
С февраля 1894 года был причислен к Министерству земледелия и государственных имуществ. Петр являлся покровителем Покровской общины сестер милосердия в Петербурге, учредителем «Комитета по увековечению памяти русских воинов в войне 1904-1905 гг.», почетным членом Воронежского братства святителей Митрофана и Тихона.
В Рамони Петр организовал опытное поле, где выращивали зерновым овощные культуры.
Впоследствии оно стало служить научным целям. В начале века это поле вошло в «Сеть опытных полей Всероссийского общества сахарозаводчиков».
Фото 37.
В 1901 году Петр Александрович Ольденбургский стал супругом дочери Александра III, родной сестры Николая II Великой княгини Ольги Александровны (1882-1960).
Ольга Александровна Ольденбургская была попечительницей нескольких институтов благородных девиц, Обществ сестер милосердия, Общества помощи бедным и инвалидам, школ для крестьянских детей.
В годы Первой мировой войны за личное мужество великая княгиня Ольга Александровна была награждена Георгиевской медалью — одним из знаков Георгиевского ордена.
В Рамони Ольга вместе с мужем обустроила имение «Ольгино», где были возведены летний дворец, жилые помещения и хозяйственные постройки, организовала работу школы и лечебницы, помогала крестьянам, многим детям была крестной матерью. В 1902 году Ольга приобрела имение Олениных в Староживотинном.
В 1908 году Евгения Максимилиановна и Александр Петрович навсегда покинули Рамонь, поселившись в Санкт-Петербурге. В 1917 году они уехали в Финляндию, а затем во Францию. В имении остались Пётр и Ольга.
В 1914 году Ольга Александровна Ольденбургская уехала из Рамони, чтобы работать в госпитале и помогать раненым на фронтах Первой мировой войны.
В 1916 году брак Ольги и Петра Ольденбургских был расторгнут. Ольга вышла замуж за Николая Куликовского. В марте 1917 года они переехали в Крым, а затем на Кубань. У них родилось два сына: 12 августа 1917 года –Тихон и 23 апреля 1919 — Гурий. В 1921 году Ольга и Николай Куликовские уехали в Данию, в 1948 году переехали в Канаду.
Петр Ольденбургский прожил в Рамони до 1917 года, в этом же году он уехал к родителям во Францию. В 1922 году Петр женился на Ольге Владимировне Серебряковой (1878-1953).
Фото 38.
Александр Петрович Ольденбургский был членом Государственного совета, командиром Преображенского полка, состоял попечителем Петербургского Императорского училища правоведения, приюта принца Петра Георгиевича Ольденбургского.
В годы первой мировой войны назначен Верховным Начальником санитарной и эвакуационной части русской армии. Кроме воинских и государственных обязанностей, прославился основанием Института экспериментальной медицины на Аптекарском острове в Санкт-Петербурге и климатической станции-санатория в Гаграх на берегу Черного моря.
Фото 39.
Утверждают, что принц Александр Ольденбургский очень уж увлекался всякой там мистикой и оккультизмом. И сам Николай Рерих, известный своими эзотерическими интересами, часто гостил у Ольденбургских и даже принимал участие в таинственных сеансах принца по вызыванию духов и прочего.
Николай Рерих был частым гостем в замке
Впрочем, после страшного пожара в 1905-го года, когда почти дотла сгорела конфетная фабрика принцессы, принц испугался и, посчитав, что это – предупреждение свыше, забросил свои увлечения оккультизмом (переключившись на увлечение египтологией, что по тем временам было тоже весьма близко к мистике).
Пожар на кондитерской фабрике Ольденбургских. 1905 год
Что из этого правда, что нет – разбираться не нам. Однако факт, что Николай Рерих отблагодарил своего друга, написав специально для оформления замка Ольденбургских две картины «Княжья охота» (утро и вечер).
Н. Рерих. Княжья охота. Утро. 1901 год
Сейчас эти картины не в замке, а в коллекции Воронежского областного художественного музея им. Крамского).
Н. Рерих. Княжья охота. Вечер. 1901 год
Фото 40.
Во время Великой Отечественной войны фашисты, узнав о том, что замок принадлежал немецкой принцессе, решили сохранить здание и сбросили над Рамонью листовки: «Дворец бомбить не будем». В советские времена в здании размещались казарма, школа, больница, библиотека, заводоуправление и другие учреждения.
Фото 41.
Фото 42.
Вот эта лестница в свое время была построена без единого гвоздя и 100 лет не скрипела. Потом ее зачем то разобрали, а назад собрать нормально не смогли и стянули шурупами. Сейчас она в аварийном состоянии.
Фото 43.
Фото 44.
Фото 45.
Фото 46.
Фото 47.
Фото 48.
Фото 49.
Фото 50.
Фото 51.
Фото 52.
Фото 53.
Фото 54.
Фото 55.
Фото 56.
Фото 57.
Замок Ольденбургских
голосов: 1, средний рейтинг: 5.00