Я уже упоминал, что сейчас нахожусь в Минске в рамках замечательного блогерского слета — #нефорум2015. Про сам город, про Мирский замок и Несвижский замок расскажу чуть позже, а сейчас хочу показать вам третью по крупности усыпальницу в мире (после Бурбонов и Габсбургов). Понимаю, что это как то подход с конца ко всей истории жизни и смерти рода Радзивилов, но все же.
Вот то сообщают нам исторические источники: сколько будет существовать Несвиж, столько он будет благодарить Радзивиллов. Эта фамилия будет громко звучать на землях Великого Княжества Литовского и Речи Посполитой долгие века. Про род Радзивиллов написано уже множество книг и монографий, а будет еще больше — настолько велики его дела и огромны достижения. «Bognamradzi» («Бог нам советует», белор. «радзіць») — девиз рода Радзивиллов, начертанный на их гербе.
Про Радзивиллов мы еще поговорим подробнее, а теперь ближе к усыпальнице…
Фото 2.
Костел Божьего Тела (Фарный костел) является большой святыней для семьи Радзивиллов.
19 августа 1584 года Сиротка (прозвище одного из князей Радзивиллов) подписал акт основания в Несвиже коллегиума иезуитов. Приходская святыня, строительство которой началось еще в 1583 году на месте деревянного храма, была передана иезуитам. Было решено перестроить его, для чего в течение 2 лет храм разобрали. Возведенный на этом месте позднее костел Божьего Тела стал выполнять роль не только иезуитского храма, но впоследствие и приходского.
С точки зрения архитектуры это первая всецело барочная постройка на территории Восточной Европы и вторая — в мире. Кроме того, храм примечателен еще и тем, что за 420 лет своего существования никогда не был закрыт. Для рода Радзивиллов это семейная усыпальница, где почили представители рода начиная с 1616-го года и вплоть до наших дней. В свое время крипта Несвижского костела стала третьей семейной усыпальницей в Европе (после усыпальницы Бурбонов во Франции (аббатство Сен-Дени) и Габсбургов в Австрии (Капуцинкирхе в Вене)). Разрешение на создание усыпальницы князь Миколай Криштоф Радзивилл «Сиротка» получил лично у Папы Римского, поскольку в то время считалось неприемлемым, чтобы покойники оставались после смерти не закопанными в землю, а на поверхности.
Фото 3.
Говоря об архитектурном аспекте, нельзя обойти феноменальную личность архитектора Джованни Мария Бернардони. Как мы уже знаем, в 1582-84 годах Сиротка отправился в паломничество в Египет, Святую Землю и Италию. Увидев там лучшие образцы передовой европейской архитектуры, Радзивилл задумал сделать Несвиж не хуже. Для этого в Риме Сиротка приглашает приехать в Несвиж молодого архитектора-иезуита Бернардони. Тот соглашается и обещает прибыть в Несвиж вслед за Сироткой. Однако дорога от Рима до Несвижа занимает несколько лет. Длительное время оставалось загадкой, почему архитектор ехал так долго, однако белорусская исследовательница архитектуры Тамара Габрусь раскрыла эту загадку… посмотрев на карту Европы! Выяснилось, что Бернардони, бывший иезуитом, по дороге останавливался не в отелях, а в монастырях и миссиях иезуитов. И почти везде с ним случалась, тривиально говоря, одна и та же история. Отцы-иезуиты в один голос говорили талантливому архитектору: «Построишь нам костел, а потом поедешь дальше!». Воти вышло, что на пути из Рима в Несвиж Бернардони оставил в память о себе несколько прекрасных костелов. Последнюю — перед Несвижем — остановку Джованни сделал уже в Гродно, на территории Беларуси. Король Стефан Баторий также уговорил архитектора «построить костел» — который известен нам как каменная Фара Витовта (разрушена коммун истами в 1961 году).
Впрочем, когда Джованни Мария Бернардони наконец доехал до Несвижа, Сиротка не отпускал его целых 13 лет!
Фото 4.
Первым делом был разобран прежний, недостроенный храм, который показался Радзивиллам «мелким». 14 сентября 1589 года был заложен краеугольный камень нового костела, который освятил Виленский епископ, краковский кардинал Юрий Радзивилл. Точная дата известна благодаря памятной доске на стене костела. Бернардони возводит величественный и возвышенный каменный храм, прототипом для которого в некотором смысле стала базилика Иль Джезу в Риме: возведенная в 1568-1584 годах, она задала мотив для последующих храмов иезуитов. Джованни дали свободу творчества, и он построил прекраснейший барочный храм (1589-1593 гг.), ставший чудом и прорывом в архитектуре для наших земель в то время. Перед костелом возникла массивная башня — ныне колокольня, являющаяся сама по себе прекрасным памятником архитектуры.
Помимо костела в Несвиже, выдающийся архитектор, вероятно, построил храмы в Вильне, Новом Свержене, Чернавчицах, что под Брестом, деревне Деревное под Столбцами… Выехав, наконец, из Несвижа, Бернардони отправился в Краков, где построил… точную копию костела в Несвиже! И сегодня костел Петра и Павла, в крипте которого похоронен великий теолог Петр Скарга, отличается от Несвижского разве что декором… Тамже, в Кракове, Бернардони умер, успев возвести храм под купол — верх достраивали уже его ученики… Интересный и малоизвестный факт: купол Несвижского храма также возводил не Бернардони, а приглашенный из Италии архитектор Джузеппе Бризио…
Фото 5.
Внутреннее убранство храма вызывает не меньшее восхищение, чем внешний его вид: барочные черты находят здесь продолжение и даже усиление. После возведения храма началась работа над его внутренней отделкой. С левой стороны был создан алтарь Святого Креста из белого, розового и черного мрамора. Над ним работали итальянский скульптор Джиролама Компани и архитектор Чезаре Франко. Алтарь возвышается ровно над входом в усыпальницу Радзивиллов. Интереснейший факт: изначально этот алтарь должен был быть главным в том меньшем храме, который разобрали. А затем был размещен сбоку в новом костеле.
В середине XVII века, во время польско-шведской войны, интерьеры храма сильно пострадали, чудом сохранились только каменные алтари и надгробья. Всю вторую половину XVII века храм простоял просто побеленный, причем как снаружи, так и внутри. Масштабные работы начались в первой половине XVIII века: были сняты перекрытия из боковых нефов, за счет чего визуальный объем костела значительно увеличился; тогда же, в середине XVIII века, были созданы фрески и главный алтарный образ «Последняя вечеря». На гравюре Гирша Лейбовича 1747 года всего этого еще нет.
Фото 6.
Надо сказать, что библейские сюжеты выполнены настолько возвышенно и утонченно, что создают импрессию трепета и торжества. Здесь хочется молчать или же молиться. Внутреннее убранство храма уже само по себе великолепное явление. Стоит заметить, что если внешний вид храма остается неизменным вот уже 420 лет, то внутри каждый из князей мог осторожно привнести что-то свое, либо это делали непосредственно сами благодарные прихожане.
Восхищение вызывают колонны и арки под самым куполом храма. Особенно когда понимаешь или, по крайней мере, догадываешься, что они всего лишь нарисованы на плоскости! Настолько объемно и правдоподобно это выполнено!.. В главном алтаре помещена икона «Последняя вечеря», напоминающая нам о последней вечере Христа, а именно во имя Божьего Тела и назван храм. Как мы помним, хлеб был переменен в Божье Тело, а вино — в Кровь. Этот вечный сюжет создает великолепный акцент храма, концентрируя вокруг себя все иные сюжеты-приложения. Кстати, создан этот образ, как и церковные фрески, в 1752 году Ксаверием Домиником Геским и его сыном Юзефом Ксаверием — придворными художниками Радзивиллов.
Фото 7.
В боковых алтарях заняли свои места иконы «Святой Игнатий» и «Святой Франциск Ксаверий». Краски всех фресок обновлялись в самом начале XX века, над этим работали краковские мастера Бруздович, Матейко и Страйновский. К тому времени, когда работы по отделке храма были закончены, его уже называли «чудом света» — за неверояное великолепие. Ректор Новогрудского иезуитского коллегиума в 1752 году писал: «Весь мир объедешь, а такой красоты не найдешь».
Фото 8.
Поскольку Миколай Криштоф Радзивилл «Сиротка» был человеком не только гуманистических взглядов, но и человеком современным, логичным было появление после его смерти барельефа фундатору непосредственно в самом храме. Хотя такие «светские» вещи не приветствовались и потому не были широко распространены. Надгробье Сиротки из песчаника изображает его во время молитвы, в плаще пилигрима, который был на нем во время всей пилигримки в Рим и Святую Землю. За спиной Сиротки — изображение рыцарских лат. И эпитафия, которую якобы составил перед смертью сам князь: «Перед лицом смерти никто не рыцарь…» (Кстати, гроб Сиротки в усыпальнице стоит ровно под этой надгробной плитой). Неподалеку — памятники умершим детям Сиротки: Миколаю (умер ребенком) и Криштофу Миколаю, который умер в 1607 году от чумы в Болонье. На эпитафии указано: «умер от боли в животе в возрасте 16 лет, 10 месяцев, 3 дней и 13 часов».
Фото 9.
В XX веке в костеле появилось несколько мемориальных таблиц: в 1902 году поклонники творчества писателя Владислава Сырокомли (Людвига Кондратовича) в сороковую годовщину со дня его смерти посвятили ему памятную доску; Сырокомля, жизнь и творчество которого тесно связано с Несвижем, венчался в этом храме в 1844 году. В 1930-х годах возникла памятная доска Эдварду Войниловичу, большому другу Радзивиллов, основателю Красного костела в Минске. В 2006 году прихожане создали слева от входа в храм (на внешней стене) памятную таблицу ксендзу Гжегожу Колосовскому (1909-1991), который служил в этом костеле с 1939 года как викарий, а в 1941-1991 годах как настоятель. Ксендз Колосовский спас костел от пожара во время войны и от разрушения в советское время.
Вообще говоря, внутреннее убранство костела Божьего Тела можно смело назвать одним из выдающихся музеев художественной европейской традиции своего времени.
Фото 10.
Фото 11.
Обратите внимание на роспись купола. Видите там ниши, в которых стоят скульптуры? А ведь их там нет. Это такая роспись. И кстати, вон тот заборчик наверху не огораживает какую либо дорожку там. Он стоит вплотную к стене купола. А ведь кажется, что там можно прогуляться.
Фото 12.
Фото 13.
Фото 14.
Фото 15.
Фото 16.
Это бюст сына Сиротки, который умер в молодости от какой то болезни. Бюст заказывали в Италии.
Фото 17.
Фото 18.
Фото 19.
Как мы уже узнали, семейная усыпальница Радзивиллов в крипте костела Божьего Тела стала третьей по величине семейной усыпальницей в Европе. Первым, кто почил здесь, был сам Сиротка. Год его смерти запомнить легко — великий Радзивилл умер в один год с Шекспиром — в 1616-м. Создавая усыпальницу, Сиротка оставил два простых правила относительно крипты: во-первых, там должны были быть похоронены исключительно Радзивиллы; во-вторых, хоронить надлежало в простом одеянии и без богатств — чтобы через века ни у кого не возникало соблазна разграбить гробы. Сиротка и вправду почил в своем плаще пилигрима — символе знакового путешествия по Святой Земле. Гроб князя несли от замка к костелу нищие со всей округи. А вот второе правило нарушил… сам же Сиротка! Дело в том, что следующим человеком, почившим в крипте, стал… верный слуга Сиротки, сопровождавший его во всех путешествиях…
Фото 20.
С того времени в крипте нашло свое последнее пристанище большинство представителей славного рода: сегодня в крипте стоит 72 гроба (один из которых, ритуальный, пуст). Урна с прахом 72-го Радзивилла — князя Антония, жившего в Лондоне, — была замурована в стену усыпальницы в 2000 году в соответствии с его завещанием. Однако сведения о количестве гробов в разное время фиксировались абсолютно разные: в 1905 году комиссия насчитала 78 саркофагов: в польской монографии 1937 года говорится о 102 гробах; в советское время саркофагов было якобы 90; еще раньше называлось 120. Что произошло с остальными, и были ли они вообще — точных сведений нет. Согласно одной из версий, часть саркофагов исчезла во время войны.
Согласно другой, романтической, во время очередной угрозы усыпальнице под ней был сооружен еще один этаж, где и была замурована часть гробов. И сегодня туристы, исследователи и историки, оказавшись в усыпальнице, все с одинаковым азартом топают ногами в надежде обнаружить гулкую пустоту под полом, которую порой якобы даже ощущают…
Фото 21.
Следует сказать, что история нескольких гробов окутана легендами. Один из них называется «горбатым», поскольку его крышка не плоская, а треугольная. Согласно легенде, здесь почила юная Людвика Радзивилл. Ее отец, Богуслав Радзивилл, уже организовал бал, чтобы выдать дочь замуж за австрийского принца, однако она любила другого — конюшего, с которым договорилась бежать прямо с бала. Отец поймал конюшего и посадил в темницу, а Людвика, не зная этого, прибежала в условленное место прямо в бальном платье и легких туфельках. Не дождавшись любимого, она замерзла, скрючившись на пенечке — в таком виде княжну и похоронили. Впрочем, когда саркофаг вскрыли, выяснилось, что там похоронена… 74-летняя княгиня Аделия Карницкая-Радзивилл.
А «горбатость» саркофага получила абсолютно реальное объяснение: внутри деревянного саркофага находился цинковый гроб, к крышке которого мастер прикрутил… вазу с железным сияющим пламенем. По одной из версий, именно из-за этого тело умершей не сохранилось — прикручивая вазу к цинковому гробу, мастер нарушил герметичность захоронения, и мумия рассыпалась буквально на глазах. В одно из обновлений крипты для саркофага был изготовлен еще один гроб, деревянный. А чтобы покрыть вазу, и была сконструирована крышка такой оригинальной формы. (Всё это стало известно из статьи московских ученых в белорусском журнале «Неман» № 7/1971).
Фото 22.
Другая легенда касается загадочного бочонка, находящегося подле одного из саркофагов. Легенда повествует, что там были захоронены останки Радзивилла, которого задрал на охоте медведь. В действительности же история оказалась гораздо романтичней. На крышке гроба, возле которого стоит бочонок, можно прочесть: «Я не могу позволить, чтобы сердце, которое так меня любило, просто выбросили. Всем, кроме жизни, я обязан только тебе», а в бочонке в специальном растворе сохраняются внутренние органы княгини Радзивилл — таково было распоряжение мужа после ее смерти…
Возвращаясь к созданию Радзивилловской усыпальницы, стоит сказать о способе мумификации, применявшемся здесь в разные времена. Это, как и многое другое, связанное с Радзивиллами, также окутано мифами и легендами. Согласно самой вероятной версии, рецепты мумификации Сиротка привез из Египта, из своего знакового двухлетнего путешествия. В знаменитой книге «Перегринация» князь Радзивилл довольно точно описывает внешний вид мумий, отмечая, что «различные зелья и масти так спекли тела, что те аж светятся, как смола затвердев… кости тех тел целые и очень белые, ведь те масти ароматные и от счернения их защищают… намазанные три тысячи лет целые лежат». Покидая Каир, Радзивилл решает взять несколько мумий с собой и покупает у арабов два забальзамированных тела — мужчины и женщины. Но везти их целиком на корабле было нельзя — считалось, что мумия может принести судну гибель. Поэтому каждое тело разделили на трети и запаковали в отдельные ящики.
Фото 23.
Уже когда мумии были на корабле, и судно ждало попутного ветра, поднялся шторм. Матросы стали паниковать: все погибнем! Не выдержав психологической атаки, Сиротка приказал выбросить все ящики в море. В результате князь не довез до Несвижа сами мумии, но привез идею бальзамирования.
За четыре века исследования в крипте проводились лишь дважды. Первый раз — в 1905 году, по инициативе самих Радзивиллов. Тогда все гробы, многие из которых к этому времени истлели, были помещены в новые, березовые. Каждый гроб был перевязан железной проволокой и опломбирован свинцовой пломбой с оттиском радзивилловского герба.
Второй раз этой идеей заинтересовались в 1953 году когда умер Сталин. Возник вопрос, как сохранить тело вождя для потомков,- аналогично с трупом Ленина. Для этого в Несвиж направилась специальная комиссия из Москвы, возглавил которую профессор В. Ф. Черваков. Официальная версия приезда комиссии была гениально законспирирована: якобы поступили жалобы и просьбы от местных жителей исследовать мумии и выяснить, безопасны ли они для здоровья местного населения…
В 1971 году, когда уже давно был развенчан культ Сталина, и о подобных вещах можно было осторожно говорить вслух, материалы экспедиции в Несвиж были опубликованы в прессе. Однако даже дата ее приезда была сознательно искажена: чтобы исследование не связывали со смертью тирана, дата была обозначена как 1951 год.
Видимо, чтобы открытие гробов не связывали со смертью тирана — 1951 год. Байка была придумана потрясающая: из Несвижа в Министерство здравоохранения БССР был сделан запрос: не опасны ли останки в подвале костела?
Фото 24.
Впрочем, об этой секретной экспедиции стоит рассказать подробнее. Прежде всего комиссия открыла самый старинный гроб — Миколая Криштофа Радзивилла «Сиротки». Ученые ожидали увидеть мумию в одежде пилигрима — как значилось в завещании. Однако картина открылась совершенно другая: мумия была покрыта куском малинового атласа, на голове была красная бархатная шапочка, на теле — белая шелковая рубаха, на ногах — белые чулки машинного вязания. Под головой лежала холщовая подушечка, набитая несопрелым сеном, и белая лайковая перчатка с пружинной кнопкой-застежкой, на которой была обозначена парижская фабричная марка. Все эти предметы относились явно ко времени работы первой комиссии в 1905 году. Таким образом выяснилось, что Сиротку переодели именно тогда!.. Советские ученые задумались: зачем?.. Разгадка ждала на дне гроба: много сухой моли и мелкие черные частички шерсти — знаменитый плащ пилигрима съела моль! Не пощадила она и мумию: как засвидетельствовали ученые, от нее остался скелет с остатками заскорузлой ткани…
Фото 25.
Вскрытые несколько других гробов позволили достаточно точно определить способ, каким радзивилловские врачи бальзамировали умерших. Следует заметить, что в то время по христианским канонам вскрытие покойников строго запрещалось, поэтому придворные лекари смазывали тело умершего «бальзамом» и смолистыми пахучими веществами — не производя вскрытия и не извлекая внутренности. При этом мази наносились только на переднюю поверхность тела: ткани высыхали, и верх тела сохранялся, создавая своеобразный затвердевший купол. Нижняя часть ссыхалась и рассыпалась.
Позже, в XIX веке, метод бальзамирования изменился и стал более похож на консервацию: тело покойного без особой обработки просто запаивали в цинковом гробу, и оно продолжало разлагаться до определенного момента, пока газы не создавали предельного давления, при котором процесс распада останавливался. Поэтому даже много лет*спустя через вмонтированное в крышку толстенное корабельное стекло можно было увидеть лицо покойника. Тогда же, в 1953 году, ученые не стали вскрывать ни один из таких саркофагов — у них уже был печальный опыт, когда при вскрытии гроба с композитором Николаем Рубинштейном, привезенным из Парижа, тело рассыпалось буквально на глазах…
В результате комиссия пришла к выводу, что никакого сверхъестественного секрета не существует — врачи опирались на опыт и знания, вполне доступные в то время.
Фото 26.
Примечательно, что в 19 веке Радзивиллы вовсе перестали бальзамировать тела своих умерших членов семьи. Стал применяться другой способ: тело покойника — без особенной обработки — просто запаивали в герметические цинковые гробы.
Находясь в таком гробу, мертвое тело продолжает гнить, пока выделяющиеся газы не создадут предельного давления, при котором процесс разложения останавливается. Даже через много лет через впаянное в крышку толстое корабельное стекло можно увидеть лицо покойника.
В 1953 году ученые не стали вскрывать ни один из таких саркофагов. У них уже был печальный опыт, когда при вскрытии герметичного гроба композитора Николая Рубинштейна, доставленного из Парижа в Москву, тело рассыпалось буквально на глазах.
Фото 27.
Во время Второй мировой войны немцы не трогали имущество князей благодаря тому, что один из Радзивиллов породнился с Муссолини. Итальянский диктатор, будучи союзником Гитлера, посодействовал сохранности владений белорусских магнатов. Несвижские старожилы вспоминают, что немцы выставили на входе в крипту постоянную охрану, чтобы оградить фамильный склеп от вандалов.
В 60-е годы помогло другое родство Радзивиллов: потомок княжеского рода женился на племяннице Джона Кеннеди, 35-го президента Америки. В костельном архиве и сейчас хранятся письма из Госдепа США, где сказано: будут закрывать — пишите.
Коммунисты выжили ксендза Григория Колосовского из костела, он жил в гараже. Но закрывать боялись, ксендз сразу говорил: «Я буду писать».
Фото 28.
Крайнее боковое помещение крипты заставляет содрогнуться: здесь стоит 2 взрослых гроба и 12 детских. Тут покоится несчастная мать Катажина Радзивилл. За свою жизнь она похоронила 5 детей и 7 внуков. По другой версии, во всех 12 гробах — дети княгини. Говорят, в лунную ночь возле костела раздаются нечеловеческие крики — это душа Катажины, обернувшись совой, безутешно плачет об умерших младенцах.
Фото 29.
Еще одна легенда связана с количеством гробов. В 1905 году комиссия насчитала в крипте 78 гробов. В польской монографии 1937 года говорится о 102. Сейчас гробов 70.
По одной версии, часть саркофагов была утрачена во время войны. По другой — в крипте есть еще один подземный этаж: в некоторых местах пол отзывается слишком гулко. Но проверить эту версию невозможно, так как взрывать пол в костеле, который является уникальным памятником архитектуры, никто не осмелится. А вдруг там просто пустота! А памятник попортят.
Фото 30.
Мумии Радзивилов — не единственные в Беларуси
Например, в подземелье костела в Будславе (Мядельский р-н) можно прямо в открытых гробах увидеть две отлично сохранившиеся мумии, которые практически не иссохли!.. Но даже настоятель костела не знает, кто похоронен здесь. Мумиям столько, сколько и костелу, возведенному в 1767 году.
Захоронения, которым несколько веков, можно встретить в подвалах костела в Камаях (Поставский р-н), Вишнево (Воложинский р-н), Субботники (Ивьевский р-н), Засвирь (Мядельский р-н)…
Фото 31.
Фото 32.
Усыпальница Радзивиллов
голосов: 2, средний рейтинг: 5.00