Великан «Thomas W.Lawson»

Несколько дней назад мы читали про Самые большие парусные суда мира и там меня заинтересовал один кораблик, историю которого мне захотелось узнать подробнее. Я думаю вам тоже будет это интересно.

Если не принимать в расчёт легенды о многомачтовых деревянных джонках, якобы строившиеся в Китае в древние времена, то в истории мирового судостроения был единственный парусник с семью мачтами. Это гигантская стальная шхуна «Thomas W.Lawson», построенная в 1902 году на верфи «Фор Ривер» в американском городе Куинси. Идея её создания принадлежит судовладельцу Джону Кроули, одержимому желанием иметь самый большой парусник в мире. Валовая вместимость мастодонта составляла 5218 брт, что на 137 рег. т больше, чем у предыдущего рекордсмена — германского пятимачтового корабля «Preussen».

И вот какая история существует об этом корабле…


Фото 2.

«Thomas W.Lawson» в балласте

 

Парусное судно названо в честь известного яхтсмена Тhоmаs W. Lawson и на ее строительство было потрачено около 240000 долларов. Изначально на шхуне планировалось принимать участие в парусных регатах, но материальная выгода владельцев компании быстро определила функциональность корабля.

Со стремительным развитием промышленности в США росла необходимость в каменном угле, который транспортировался по Атлантическому океану между американскими штатами. Потребность в рентабельности и нежелание владельцев компаний повышать жалование матросам привело к строительству больших парусных судов с небольшим количеством экипажа. Красивые большие шхуны начали появляться как грибы после дождя на северо-восточном побережье США. Спуск каждого парусного корабля сопровождался возгласами восторженной публикой.

«Thomas W.Lawson» предназначался для перевозки угля. Массивный металлический корпус длиной 120,4 м с огромной высотой борта имел двойное дно; в междудонное пространство (высотой 1,25 м) можно было взять 1070 т воды в качестве балласта. Каждая из семи стальных мачт высотой по 35 м и диаметром 97 см весила 20 т; их продолжением служили деревянные 17-метровые стеньги. Площадь парусов относительно размеров судна-мастодонта казалась не очень большой — 4093 кв. м, но со всей парусной оснасткой управлялись не более дюжины матросов при общей численности экипажа всего в 16 человек. Правда, работу моряков облегчали различные механизмы. Шхуна, не имевшая двигателя, вместе с тем была оснащена паровой рулевой машиной, паровыми лебёдками, электрической системой и даже телефонной сетью!

 

Фото 3.

«Thomas W.Lawson» у причала. Из трубы идёт дым от работающей вспомогательной паровой машины

 

В полном грузу осадка «Thomas W.Lawson» составляла 9 м — любопытно, что в то время в США был всего один порт, способный принимать столь глубокосидящие суда — Ньюпорт-Ньюс. Зато при следовании в балласте борт шхуны возвышался над водой на 14 м — это тоже можно считать своего рода рекордом, правда, не слишком приятным: маневренность гигантской стальной махины оставляла желать много лучшего. Время, необходимое на перемену галса, составляло, по словам капитана судна Артура Л.Кроули, «от десяти минут до бесконечности».

 

 

Фото 4.

 

В начале своей карьеры корпус шхуны-гиганта был выкрашен в светло-серый цвет. Однако щёгольский вид парусник имел недолго: скоро выяснилось, что для углевоза чёрный цвет корпуса куда уместнее.

 

Семимачтовое парусное судно «Тhоmаs W. Lawson» называли гигант среди гигантов. Когда оно появлялось в порту со всеми поставленными парусами, все восхищались его неповторимой конструкцией. Несмотря на свои внушительные размеры парусник выглядел весьма элегантно. Это достигалось за счет седловатости палубы и несколько приподнятой носовой части. Весь облик парусного судна создавал впечатление стремительного движения.

 

Для обеспечения продольной прочности корпуса парусному судну «Тhоmаs W. Lawson» были приданы несколько большие, чем обычно, высота и ширина. Стоя в одной половине трюма шхуны, человек не видел, что делалось у другого борта, на другой половине трюма: мешал огромный кильсон. Парусное вооружение судна состояло из 25 парусов: 7 гафельных, 7 топселей, 6 стакселей и 5 кливеров, их вес составлял 18 тонн. Мачты имели высоту до 35 метров, продолжением которых служили семнадцатиметровые стеньги. Одна конструкция весила около 60 тонн. Работу морякам по постановке и складыванию тяжелых парусов облегчали различные приспособления и устройства, одним из которых был небольшой паровой двигатель. Это и позволяло выполнять все морские операции с меньшим количеством личного состава. Экипаж судна размещался в носовой и двух кормовых рубках, а также в помещении на баке. Все каюты были хорошо отделаны. Особенностью шхуны было отсутствие парового двигателя для движения по морю. Из-за такой конструкции судно не отличалось завидными мореходными качествами, было медленным и неповоротливым, но все недостатки компенсировала большая грузоподъемность.

 

Фото 5.

 

Парусное судно «Тhоmаs W. Lawson» предназначалось для плаваний вдоль побережья США, доставляя в порты сыпучие грузы — уголь, соль, песок и т.п. Но в начале XX века появился большой спрос на нефть, поэтому парусное судно было продано компании «Anglo-American Oil Co» и на верфи «Newport News & Drydock» в 1906 году переоборудовано в нефтеналивной танкер. После таких изменений судно уже оценивалось в 400000 долларов. Стоимость транспортируемой сырой нефти составляла 200000 долларов, поэтому шхуна за два рейса окупила все расходы на переоборудование корабля.

Однажды направляясь в порт Лондон с полностью загруженными танками сырой нефти «Thomas W. Lawson» попало в жестокий шторм, в результате которого потерпело крушение близ острова Scilly 13 декабря 1907 года. Погибло 15 человек из 17 членов экипажа.

Сейчас останки единственной в мире семимачтовой шхуны, одного из первых нефтяных танкеров покоятся на 17 метровой глубине Атлантического океана с координатами Ш=49˚53’38», Д=6˚22’55».
За свой короткий жизненный путь «Тhоmаs W. Lawson» вошло в историю мореплавания не только как самое большое семимачтовое парусное судно, но и считается первым в мире танкером потерпевший крушение.

 

Фото 6.

Корпус шхуны-гиганта, сфотографированный сразу после катастрофы, декабрь 1907 г.

 

Любопытные факты о Томасе В.Лоусоне — «пароходе и человеке». В отечественной литературе Томаса Вильяма Лоусона (Thomas William Lawson), в честь которого назван парусник, обычно именуют писателем, что не совсем правильно. На самом деле он был мультимиллионером, банкиром и «медным бароном» — одной из главных фигур на рынке цветных металлов США. Правда, его перу действительно принадлежат несколько книг. Один из его романов, вышедший в свет в 1907 году, назывался «Пятница, тринадцатое число» («Friday the Thirteenth»). Парадоксально, но шхуна «Thomas W.Lawson» потерпела крушение в том же году и именно в пятницу 13 декабря!

 

Фото 7.

Томас Вильям Лоусон, 1905 г.

 

Наиболее известной книгой Лоусона является скандальная «История Кубка Америки от Лоусона» (Lawson History of the America’s Cup), написанная в соавторстве с Винфилдом М.Томсоном и изданная в 1902 году. В ней говорилось об интригах, раскрывалась вся подноготная соревнований и давались крайне нелицеприятные оценки их организаторам. Элита нью-йоркского яхт-клуба, именуемого «клубом миллионеров», не на шутку разозлилась на авторов этого сочинения. Не без помощи мстительных коллег Лоусон под конец жизни разорился и умер практически нищим.

 

Фото 8.

Шхуна «Thomas W.Lawson» на ходу (в балласте)

 

Как назывались мачты шхуны-гиганта? По правилам они со второй по шестую должны были именоваться соответственно первой грот-мачтой, второй, третьей и так далее… Это показалось не слишком удобным, и потому от разных лиц, так или иначе причастных к постройке судна, посыпались собственные предложения — их известно не менее десятка. Например, сын Томаса Лоусона Дуглас предложил дать мачтам такие наименования (с носа в корму): фок-, грот-, бизань-, спэнкер-, райдер-, драйвер- и джиггер-мачты. Матросам эти и другие нововведения не понравились, и они придумали более простой и запоминающийся вариант: стали называть мачты по дням недели — от Sunday-mast до Saturday-mast (напомним, что в англоязычных странах неделя начинается не с понедельника, как у нас, а с воскресенья).

 

Фото 9.

«Thomas W.Lawson» входит в гавань на буксире

 

Фото 10.

Модель парусника в экспозиции Музея науки (Science Museum) в Лондоне (ныне из экспозиции изъята)

 

Уникальный парусник и уникальная монета! Эта коллекционная серебряная монета, посвящённая шхуне «Thomas W.Lawson», имеет диаметр 13 см и весит 3,11 кг! Она выпущена казначейством островов Кука.

 

Фото 12.

 

Фото 11.

А это обычная 5-долларовая монета островов Кука – так сказать, «эконом-вариант»

 

Технические данные семимачтового судна «Thomas W. Lawson»:
Длина с бушпритом (м) — 144
Ширина (м) — 15
Водоизмещение (т) — 10.860
Объём судна (брт) — 5.218
Площадь парусов (м²) — 4.330
Класс судна — шхуна
Годы эксплуатации — 1902—1908
Страна постройки — США
Команда (чел) — 16*
Количество мачт — 7
Высота мачт (м) — 35
Диаметр мачт (см) — 97
Вес мачт (т) — 20
Грузоподъемность — 60000 баррелей нефти;

 

 

Великан «Thomas W.Lawson»
голосов: 2, средний рейтинг: 5.00



Поделиться:


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Top