Десант в подвесных контейнерах

2 августа 1930 года был во время опытно-показательных учений ВВС Московского военного округа на окраине города Воронежа, впервые в СССР, да и в мире, был высажен массовый воздушный десант. Массовый — это аж 12 человек. Но что б кого то где то высадить, надо его туда чем то доставить. А чем? 2 августа обошлись старым добрым французским Фарман F.62 Голиаф. Да и то ему пришлось делать два рейса, не говоря уж о том, что оружие и амуницию десанту доставляли отдельно, пятью Р-1.


Десант в подвесных контейнерах
Фарман F.62 Голиаф

Разумеется, при таком раскладе ни о какой массовости и речи быть не могло. Ситуацию могли спасти бомбардировщики ТБ-1 и ТБ-3 с их неплохой на то время грузоподъемностью, но… Не смотря на впечатляющую грузоподъемность, ТБ-3 брал на борт аж 20 штук десанта. Дело в том, что бомбы — груз тяжелый, но компактный, емкий фюзеляж бомбардировщику не очень-то нужен. Выход стали искать в применении разного рода подвесных кабин. Начали с небольших «люлек» под крыльями одномоторных самолетов. Первую такую конструкцию создали для биплана Р-2 (Р-1СП) в 1930 году. Больше всего эта штука напоминала окованный металлом гроб без крышки. Парашютист укладывался в люльку и лежал там до момента сброса.

Десант в подвесных контейнерах
На фото вы можете видеть оборудованные “выбрасывателями” самолёты ТБ-1.

 

Над нужным местом летнаб самолета дергал за ручку бомбосбрасывателя, тросик вытаскивал предохранительную чеку и резиновый амортизатор переворачивал люльку. Парашютист вываливался, а фал, прикрепленный к люльке, выдергивал кольцо парашюта. Для десантника все происходило спонтанно, поэтому официально устройство именовалось «автоматическим выбрасывателем красноармейцев». Р-1 нес две люльки, Р-5 — четыре, а большой ТБ-1 — 16, располагавшихся под крыльями и фюзеляжем.

 

Десант в подвесных контейнерах

 

«Выбрасыватель» давал два преимущества: позволял полнее использовать грузоподъемность самолета и обеспечивал одновременный сброс всей группы десантников. Но войсковые испытания ТБ-1 с этим устройством, проходившие в 1931 году, выявили целый ряд недостатков. У парашютистов «люльки» напрямую ассоциировались с гробами: лежишь один, холодно, ни черта не видно, нет никакой связи с экипажем и другими десантниками, а потом вдруг — бац — и неожиданно летишь вниз…

 

Десант в подвесных контейнерах

 

А вот так в люльку Гроховского упаковывался десантник (под головой лежит парашют Г-5, тоже конструкции Гроховского, к слову)
Десант в подвесных контейнерах

Люлька в момент переворачивания. В люльке — Иван Иванович

По идее, десантник должен ощущать себя в таком устройстве мертвецом, которого несут куда-то в ветреную холодную погоду, а потом пьяные друзья и родственники случайно опрокидывают гроб над пропастью и несчастный покойник летит в бездну. Собственно, судя по отзывам бойцов 3-й авиабригады особого назначения, где в 1932-м система Гроховского проходила испытания, они ровно так себя и чувствовали. А самого Павла Ивановича из Гроховского они промеж себя переименовали в Гробовского.

Десант в подвесных контейнерах
П.И. Гороховский

Комиссия по испытаниям пришла к вполне логичному выводу, что такой подход «отрицательно влияет на моральное состояние бойцов». «Автоматический выбрасыватель» забраковали. Но Гроховский потом несколько раз возвращался к подобным конструкциям применительно к Р-5, сделав места для десантников закрытыми (с открывающимися створками внизу), с окошками для обзора вниз-вперед и даже с бойницами для стрельбы.

Десант в подвесных контейнерах
Самолёт Р-5 с подвесными кассетами для транспортировки десантников.

Впрочем, не сложилось с выбрасывателем не только поэтому, но ещё и потому, что гробы под крыльями ухудшали аэродинамические свойства самолёта и увеличивали возможность аварии.

Параллельно работали над подвесными кабинами для тяжелых бомбардировщиков. Первую такую кабину сделали в 1931 г. для ТБ-1. Кабина КП-1 крепилась под фюзеляжем и была рассчитана на 16 человек. Весила она около тонны. У самолета-носителя уменьшались скорость и потолок, ухудшалась маневренность, увеличивался разбег. Но десантникам в КП-1, безусловно, было комфортнее, чем в «люльках-гробиках». В 1932 году кабина со второго захода преодолела рубеж государственных испытаний. 7 октября ее официально приняли на снабжение ВВС. В 1932-33 годах промышленность выпустила 50 штук КП-1.

Десант в подвесных контейнерах
Парашютисты занимают свои места в кабинах КП-1 серийного типа, Ленинградский военный округ, 1932г.

 

Подобная кабина под ТБ-3 вмещала уже 35 десантников. Планом на 1933-34 годы предусматривалось изготовить не менее 100 штук, но доводка затянулась, а в декабре 1933 г. начальник ВВС РККА Я. И. Алкснис решил из экономии вообще от кабин отказаться (они должны были обойтись казне в 2,5 млн. руб.).

Десант в подвесных контейнерахДесант в подвесных контейнерах

Гроховский предлагал и другой путь увеличения количества перевозимых десантников. Бомбардировщик должен был буксировать планер. Первый такой планер, названный Г-63, построили под руководством Б. Д. Урлапова летом 1932г. Он был рассчитан на 17 мест, включая пилота, плюс 500 кг груза. Десантники располагались лежа в толстом крыле. Таскал планер на испытаниях в Гатчине биплан Р-5, сам по себе способный перевезти не более 4-5 человек. Это был первый десантный планер в мире.

 

Десант в подвесных контейнерах

 

Впрочем, в подвесных контейнерах — типа вышеупомянутых «гробов» — под крыльями Р-5 вывозили челюскинцев со льдины. Идея оказалась не такой уж мёртворождённой. В наружных контейнерах, типа показанных, установленных на По-2, во время войны вывозили раненых. Правда, без сброса в полёте.

Десант в подвесных контейнерах
голосов: 1, средний рейтинг: 5.00



Поделиться:


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Top