Монополия США на ядерное оружие закончилась 29 августа 1949 года после успешного испытания на полигоне в Семипалатинской области Казахстана стационарного ядерного взрывного устройства. Одновременно с подготовкой к испытаниям шла разработка и сборка образцов пригодных для практического использования.
В США полагали, что у Советского Союза не будет атомного оружия как минимум до середины 50-х. Однако уже в 1950 году в СССР имелось девять, а в конце 1951 года 29 атомных бомб РДС-1. 18 октября 1951 года первая советская авиационная атомная бомба РДС-3 была впервые испытана путём сброса её с бомбардировщика Ту-4.
Дальний бомбардировщик Ту-4, созданный на базе американского бомбардировщика В-29, был способен наносить удары по передовым базам США в Западной Европе, в том числе в Англии. Но его боевого радиуса действия оказалось недостаточно для нанесения ударов по территории США и возвращения обратно.
Тем не менее, в военно-политическое руководство Соединенных Штатов отдавало себе отчёт, что появление в СССР межконтинентальных бомбардировщиков лишь вопрос ближайшего времени. Эти ожидания вскоре полностью оправдались. В начале 1955 года в строевых частях Дальней авиации началась эксплуатация бомбардировщиков М-4 (главный конструктор В. М. Мясищев), за ним последовали: усовершенствованный 3М и Ту-95(ОКБ А. Н. Туполева).
Советский дальний бомбардировщик М-4
Основу ПВО континентальной части США вначале 50-х составляли реактивные перехватчики. Для обороны с воздуха всей огромной территории Северной Америки в 1951 году имелось около 900 истребителей, приспособленных для перехвата советских стратегических бомбардировщиков. В дополнение к ним было решено разработать и развернуть зенитно-ракетные комплексы.
Но в этом вопросе мнения военных разделились. Представители сухопутных войск отстаивали концепцию объектовой защиты, основанной на ЗРК среднего и дальнего радиуса действия «Найк-Аякс» и «Найк-Геркулес». Эта концепция предполагала, что объекты противовоздушной обороны: города, военные базы, промышленность, должны прикрываться каждый своими батареями зенитных ракет, увязанными в общую систему управления. Такая же концепция построения ПВО была принята в СССР.
Первый американский массовый ЗРК средней дальности MIM-3 «Найк-Аякс»
Представители ВВС, напротив, настаивали на том, что «объектовая ПВО» в век атомного оружия не является надежной, и предлагали ЗРК сверхбольшой дальности, способный осуществлять «территориальную оборону» — недопущение самолетов противника даже близко к обороняемым объектам. Принимая во внимание значительные размеры США, такая задача воспринималась как крайне важная.
Экономическая оценка проекта предложенного ВВС показала, что он целесообразней, и выйдет примерно в 2,5 раз дешевле при той же вероятности поражения. При этом требовалось меньше персонала, и защищалась большая территория. Тем не менее Конгресс, желая получить максимально мощную ПВО, одобрил оба варианта.
Уникальность ЗРК «Бомарк» заключалась в том, что с самого начала он разрабатывался как непосредственный элемент системы НОРАД. Система не имела ни собственных радаров ни систем управления. Их роль должна была играть Полуавтоматическая Система Наведения Перехватчиков (SAGE)
Один из множества вычислительных центров системы SAGE
Изначально предполагалось, что комплекс должен быть интегрирован с существующими РЛС раннего обнаружения, входившие в состав НОРАД, и системой SAGE (англ. Semi Automatic Ground Environment) — системой полуавтоматической координации действий перехватчиков путём программирования их автопилотов по радио находящимися на земле компьютерами. Которые и выводили перехватчики на приближающиеся вражеские бомбардировщики. Система SAGE, работавшая по данным радаров НОРАД, обеспечивала выведение перехватчика в район цели без участия пилота. Таким образом, ВВС требовалось разработать лишь ракету, интегрированную в уже существующую систему наведения перехватчиков.
CIM-10 Bomark с самого начала проектировался как составной элемент этой системы. Предполагалось, что ракета сразу же после запуска и набора высоты включит автопилот, и пойдет в район цели, автоматически координируя полет по системе управления SAGE. Самонаведение работало только при приближении к цели.
Фактически, требовалось создать только ракету и пусковую установку: самые сложные элементы системы, наведения и управления, уже существовали!
Летные испытания начались в конце июня 1952 года, но в связи с нехваткой оборудования испытания были отложены до 10 сентября 1952 года. Вторые испытания прошли 23 января 1953 г. на полигоне «Cape Canaveral», а третьи — 10 июня 1953. В 1954 было проведено 3 пуска. При завершении испытаний, в 1958 году, было выпущено 25 ракет и программа была передана на испытания на полигон «Santa Rosa Island». В ходе испытаний 1952-1958 гг. на полигоне «Cape Canaveral» было выпущено около 70 ракет. К 1 декабря 1957 года «Air Proving Ground Command » и «Air Force Armament Center» были объединены в единый испытательный центр ПВО «Air Proving Ground Center», где в дальнейшем и испытывался «Бомарк». (c)
Схема применения ЗРК CIM-10 Bomark
По сути, новая система ПВО представляла собой беспилотный перехватчик, и для неё на первом этапе разработки предусматривалось многоразовое использование. Беспилотный аппарат должен был применять против атакуемых самолётов ракеты «воздух-воздух», после чего совершать мягкую посадку с помощью парашютной спасательной системы. Однако из-за чрезмерной сложности такого варианта и затягивания процесса доводки и испытаний от него отказались.
В итоге разработчики решили строить перехватчик в одноразовом варианте, оснастив его мощной осколочной или ядерной боевой частью мощностью около 10 кт. По расчётам этого было достаточно, чтобы уничтожить самолёт или крылатую ракету при промахе ракеты-перехватчика в 1000 м. В дальнейшем для увеличения вероятности поражения цели применялись и другие типы ядерных боеголовок мощностью 0,1 — 0,5 Мт.
По конструкции ЗУР «Бомарк» представляла собой самолёт-снаряд (крылатую ракету) нормальной аэродинамической схемы, с размещением рулевых поверхностей в хвостовой части. Поворотные крылья имеют стреловидность передней кромки 50 град. Они не поворачиваются целиком, а имеют на концах треугольные элероны — консоль каждого около 1 м, которые обеспечивают управление полетом по курсу, тангажу и крену.
Запуск осуществлялся вертикально, при помощи жидкостного стартового ускорителя, разгонявшего ракету до скорости М=2. Стартовым ускорителем для ракеты модификации «А» служил ЖРД, работающий на керосине с добавкой несимметричного диметилгидразина и азотной кислоты. Этот двигатель, работавший около 45 сек, разгонял ракету до скорости, при которой включается ПВРД на высоте около 10 км, после чего начинали работать два собственных прямоточных воздушно-реактивных двигателя Marquardt RJ43-MA-3, работавших на бензине с октановым числом 80.
После запуска ЗУР вертикально летит до высоты крейсерского полета, затем разворачивается на цель. К этому времени РЛС сопровождения обнаруживает ее и переходит на автосопровождение, используя бортовой радиоответчик. Второй, горизонтальный участок полета, происходит на крейсерской высоте в район цели. Система ПВО SAGE проводила обработку данных локаторов и по кабелям (проложенным под землей) передавала их на ретрансляционные станции, вблизи которых пролетала в этот момент ракета. В зависимости от маневров обстреливаемой цели траектория полета ЗУР на этом участке может изменяться. Автопилот получал данные об изменениях курса противника, и координировал свой курс в соответствии с этим. При приближении к цели, по команде с земли включалась головка самонаведения, работающая в импульсном режиме (в трехсантиметровом частотном диапазоне).
Первоначально комплекс получил обозначение XF-99, потом IM-99 и только затем CIM-10A. Лётные испытания зенитных ракет начались в 1952 году. Комплекс поступил на вооружение в 1957 году. Серийно ракеты производились компанией «Боинг» с 1957 по 1961 год. Всего изготовлено 269 ракет модификации «А» и 301 модификации «В». Большинство развёрнутых ракет оснащались ядерными боевыми частями.
Ракеты запускались из блочных железобетонных укрытий, расположенных на хорошо защищенных базах, каждая из которых была оснащена большим количеством установок. Существовало несколько типов пусковых ангаров для ЗУР «Бомарк»: со сдвигаемой крышей, с раздвижными стенками и др.
В первом варианте блочное железобетонное укрытие (длина 18,3, ширина 12,8, высота 3,9 м) для пусковой установки состояла из двух частей: пускового отсека, в котором смонтирована собственно пусковая установка, и отсека с рядом комнат, где размещены контрольные приборы и аппаратура управления пуском ЗУР.
Для приведения пусковой установки в боевое положение гидроприводами раздвигаются створки крыши (два щита толщиной 0,56 м и весом 15 т каждый). Ракета поднимается стрелой из горизонтального в вертикальное положение. На эти операции, а также на включение бортовой аппаратуры ЗУР затрачивается до 2 минут.
База ЗУР состоит из цеха сборки и ремонта, собственно пусковых установок и компрессорной станции. В цехе сборки и ремонта производится сборка ракет, поступающих на базу в разобранном виде в отдельных транспортных контейнерах. В этом же цехе выполняется необходимый ремонт и обслуживание ЗУР.
October 1960, BOMARCs in New Jersey
Исходный план развёртывания системы, принятый в 1955 году, предусматривал развёртывание 52 ракетных баз со 160 ракетами на каждой. Это должно было полностью прикрыть территорию США от любого варианта воздушного нападения.
К 1960 было развернуто всего 10 позиций — 8 в США и 2 в Канаде. Развёртывание пусковых установок в Канаде связано с желанием американских военных как можно дальше отодвинуть рубеж перехвата от своих границ. Это было особенно актуально в связи с применением на ЗУР «Бомарк» ядерных БЧ. Первая эскадрилья «Бомарк» была развёрнута в Канаде 31 декабря 1963 года. Ракеты оставались в арсенале канадских ВВС, хотя при этом считались собственностью США и несли боевое дежурство под наблюдением американских офицеров.
Схема размещения позиций ЗРК «Бомарк» на территории США и Канады
Базы ЗРК «Бомарк» были развёрнуты в следующих точках.
США:
— 6-ой ракетный эскадрон ПВО (Нью-Йорк) — 56 ракет «А»;
— 22-ой ракетный эскадрон ПВО (Виржиния) — 28 ракет «А» и 28 ракет «В»;
— 26-ой ракетный эскадрон ПВО (Массачусетс) — 28 ракет «А» и 28 ракет «В»;
— 30-ый ракетный эскадрон ПВО (Мэн) — 28 ракет «В»;
— 35-ый ракетный эскадрон ПВО (Нью-Йорк) — 56 ракет «В»;
— 38-ой ракетный эскадрон ПВО (Мичиган) — 28 ракет «В»;
— 46-ой ракетный эскадрон ПВО (Нью-Джерси) — 28 ракет «А», 56 ракет «В»;
— 74-ый ракетный эскадрон ПВО (Миннесота) — 28 ракет В.
Канада:
— 446-ой ракетный эскадрон (Онтарио) — 28 ракет «В»;
— 447-ой ракетный эскадрон (Квебек) — 28 ракет «В».
В 1961 году на вооружение был принят усовершенствованный вариант ЗУР CIM-10В. В отличие от модификации «А», новая ракета имела твердотопливный стартовый ускоритель, улучшенную аэродинамику и усовершенствованную систему самонаведения.
CIM-10B
Радиолокационная станция самонаведения Westinghouse AN/DPN-53, работавшая в непрерывном режиме, существенно повышала возможности ракеты по поражению низколетящих целей. РЛС установленная на ЗУР CIM-10B могла захватить цель типа «истребитель» на дистанции 20 км. Новые двигатели RJ43-MA-11 позволили увеличить радиус до 800 км, при скорости почти 3,2 М. Все ракеты данной модификации снаряжались только ядерными боевыми частями, так как американские военные требовали от разработчиков максимальной вероятности поражения цели.
Воздушный испытательный ядерный взрыв над ядерным полигоном в пустыне Невада на высоте 4,6 км.
Впрочем, в 60-е годы в США ядерные боевые части ставились на всё что только можно. Так были разработаны и приняты на вооружение «атомные» безоткатки «Деви Крокет» с дальностью стрельбы несколько километров, неуправляемая ракета класса «воздух-воздух» AIR-2 «Джинни», управляемая ракета класса «воздух-воздух» — AIM-26 Falcon и т.д. Большинство развёрнутых на территории США ЗУР противовоздушного комплекса большой дальности MIM-14 «Найк-Геркулес» также оснащались ядерными БЧ.
Компоновочная схема ЗУР «Бомарк А» (а) и «Бомарк Б» (б): 1 — головка самонаведения; 2 — электронная аппаратура; 3 — боевой отсек; 4 — боевой отсек, электронная аппаратура, электробатарея; 5 — ПВРД
По внешнему виду модификации ракет «А» и «В» мало отличаются друг от друга. Головной радиопрозрачный обтекатель корпуса ЗУР, изготовленный из стеклотекстолита, прикрывает головку самонаведения. Цилиндрическую часть корпуса в основном занимает стальной несущий бак для жидкого топлива ПВРД. Их стартовый вес составляет 6860 и 7272 кг; длина 14,3 и 13,7 м соответственно. Они имеют одинаковые диаметры корпусов — 0,89 м, размах крыльев — 5,54 м и стабилизаторов 3,2 м.
Характеристики ЗУР CIM-10 модификаций «А» и «В»
Кроме возросшей скорости и дальности, ракеты модификации CIM-10В стали существенно безопасней в эксплуатации и проще в обслуживании. Их твердотопливные ускорители не содержали токсичных, едких и взрывоопасных компонентов.
Усовершенствованный вариант ракеты комплекса «Бомарк» существенно повысил возможности по перехвату целей. Но прошло всего 10 лет и этот ЗРК сняли с вооружения ВВС США. В первую очередь это было связано с производством и постановкой на боевое дежурство в СССР большого количества МБР, против которых ЗРК «Бомарк» был абсолютно бесполезен.
Планы перехвата советских дальних бомбардировщиков зенитными ракетами с ядерными боеголовками над территорией Канады, вызывали многочисленные протесты среди жителей страны. Канадцам совсем не хотелось любоваться «ядерным фейерверками» над своими городами ради безопасности США. Возражения жителей Канады против «Бомарков» с ядерными БЧ стали причиной отставки в 1963 году правительства премьер-министра Джона Дифенбейкера.
В итоге неспособность бороться с МБР, политические осложнения, высокая стоимость эксплуатации, сочетающаяся с отсутствием возможности перебазирования комплексов, привели к отказу от его дальнейшей эксплуатации, хотя большинство имеющихся ЗУР не выслужили положенного срока.
ЗРК MIM-14 «Найк-Геркулес»
Для сравнения, ЗРК большой дальности MIM-14 «Найк-Геркулес» принятый на вооружение практически одновременно с ЗРК CIM-10 «Бомарк» эксплуатировался в американских вооруженных силах до середины 80-х, а в армиях американских союзников до конца 90-х. После чего был заменён ЗРК MIM-104 «Пэтриот».
Снятые с боевого дежурства ЗУР CIM-10 после демонтажа с них боеголовок и установки системы дистанционного управления при помощи радиокоманд, эксплуатировались в 4571-я эскадрильи обеспечения до 1979 года. Они использовались в качестве мишеней имитирующих советские сверхзвуковые крылатые ракеты.
При оценке ЗРК «Бомарк» обычно высказываются два диаметрально противоположных мнения, от: «вундервафля» до «неимеющийаналогов». Самое забавное, что оба они справедливы. Летные характеристики «Бомарка» остаются уникальными до сих пор. Эффективный радиус действия модификации «А» составлял 320 километров на скорости 2,8 М. Модификация «B» могла разгоняться до 3,1 М, и имела радиус 780 километров. В тоже время боевая эффективность этого комплекса была во многом сомнительной.
В случае реальной ядерной атаки на США ЗРК «Бомарк» мог эффективно функционировать ровно до того момента пока была жива глобальная система наведения перехватчиков SAGE (что в случае начала полномасштабной ядерной войны представляется весьма сомнительным). Частичная или полная потеря работоспособности даже одного звена этой системы состоящей из: РЛС наведения, вычислительных центров, коммуникационных линий или станций передачи команд, — неминуемо приводила к невозможности вывода зенитных ракет CIM-10 в район цели.
Но так или иначе, создание ЗРК CIM-10 «Бомарк» стало крупным достижением американской авиационной и радиоэлектронной промышленности в годы «холодной войны». К счастью этот комплекс, стоявший на боевом дежурстве, так никогда и не был применён по прямому назначению. Сейчас эти некогда грозные зенитные ракеты, нёсшие ядерные заряды, можно увидеть только в музеях.
Ракетный комплекс сверхбольшой дальности CIM-10 «Бомарк»
голосов: 2, средний рейтинг: 3.00