Появившаяся к концу Второй Мировой войны авиационная техника не оставляла никаких сомнений в одном простом факте: существующие зенитные средства уже устарели. В самое ближайшее время все имеющиеся зенитные орудия не только потеряют свою эффективность, но и станут практически бесполезными. Требовалось что-то совершенно новое. Однако до создания полноценных зенитных ракет оставалось немало времени, а защищать воздушное пространство нужно было уже сейчас. Увеличение высот полета самолетов привело военных нескольких стран к своеобразному «увлечению» зенитными орудиями особо большого калибра. К примеру, в конце сороковых и начале пятидесятых в СССР конструкторы работали над проектом орудия КМ-52 калибра 152 миллиметра.
В это же время в Великобритании развитие зенитных систем также шло по направлению увеличения калибра. До 1950 года было проведено две опытно-конструкторские работы под названиями Longhand и Ratefixer. Целью обеих программ было увеличение калибра зенитных пушек и одновременное повышение темпа стрельбы. В идеале орудия этих проектов должны были представлять собой некие гибриды крупнокалиберных зенитных пушек и скорострельных автоматов малого калибра. Задача была непростой, но английские инженеры с ней справились. В результате программы Longhand было создано 94-мм орудие Mk6, также известное под именем Gun X4. Программа Ratefire привела к созданию сразу четырех 94-мм пушек, обозначенных литерами C, K,CK и CN. До 1949 года, когда Ratefire закрыли, скорострельность пушек удалось довести до 75 выстрелов в минуту. Gun X4 была принята на вооружение и использовалась до конца 50-х. Продукты программы Ratefire, в свою очередь, в войска не пошли. Результатом проекта стал только большой объем материалов, касавшихся исследовательской стороны проектирования таких артиллерийских систем.
Все эти наработки планировалось использовать в новом, более монструозном проекте. В 1950 году RARDE (Royal Armament Research & Development Establishment – Королевское управление по исследованию и разработке вооружений) выбрало в качестве разработчика новой системы известную фирму Vickers. В первоначальном техническом задании говорилось о создании скорострельного зенитного орудия калибра 127 мм (5 дюймов) с водяным охлаждением ствола при стрельбе и с двумя барабанными магазинами на 14 выстрелов каждый. Автоматика пушки должна была работать за счет внешнего источника электроэнергии, а в качестве метаемого снаряда предлагался стреловидный оперенный боеприпас. Управление огнем нового орудия, согласно заданию, должен был осуществлять один человек. Информация о расположении цели и необходимом упреждении выдавалась ему отдельной РЛС и вычислителем. Для облегчения разработки компания «Виккерс» получила всю необходимую документацию проекта Ratefire.
Проект назвали QF 127/58 SBT X1 Green Mace («Зеленая булава»).
Фото 2.
Поставленная перед Vickers задача была весьма непростой, поэтому RARDE разрешили сначала сделать орудие меньшего калибра и на нем отработать все нюансы полноценной пушки. Меньший калибр пробной пушки по факту оказался больше, чем у программ Longhand и Ratefire – 4,2 дюйма (102 миллиметра). Постройка опытной «малокалиберной» пушки под обозначением 102mm QF 127/58 SBT X1 закончилась в 54-м году. Восьмиметровый ствол этого орудия вместе с противооткатными устройствами, двумя бочкообразными магазинами, системами наведения, кабиной оператора и прочими системами в итоге потянул почти на 25 тонн. Само собой, такому монстру требовалось некое специальное шасси. В качестве оного избрали специальный шестиколесный буксируемый прицеп. На нем и установили все агрегаты опытной пушки. Надо заметить, прицеп смог уместить на себе только орудие с системой крепления, магазины и кабину оператора. Последняя представляла собой будку наподобие кабины современных автокранов. Поскольку наведение орудия, перезарядка и перекачивание воды для охлаждения ствола производились при помощи электромоторов, в состав комплекса пришлось ввести отдельные машины с электрогенератором и запасом снарядов. И это не считая радиолокационной станции, необходимой для обнаружения целей и наведения на них пушки.
Фото 3.
Фото 4.
102-мм зенитное чудо отправилось на полигон в том же 1954 году. После недолгих пробных стрельб для испытания противооткатных устройств и системы охлаждения начались полноценные проверки автоматики. Пользуясь возможностями электрического привода системы заряжания, испытатели постепенно поднимали темп стрельбы. К концу года его удалось довести до рекордного значения в 96 выстрелов в минуту. Надо заметить, это «чистый» темп стрельбы, а не практический. Дело в том, что механика перезаряжания могла выдать эти самые 96 выстрелов, но две «бочки» с 14 снарядами в каждой по определению не могли обеспечить залп длиной хотя бы в полминуты с максимальной скорострельностью. Что касается замены магазинов, то на опытной 102-мм пушке проекта Green Mace это производилось при помощи подъемного крана и занимало порядка 10-15 минут. Планировалось, что после отработки систем самой пушки будут разработаны средства быстрой перезарядки. Помимо рекордной скорострельности орудие имело следующие характеристики: 10,43-килограммовый подкалиберный оперенный снаряд покидал ствол со скоростью более 1200 м/с и летел на высоту до 7620 метров. Вернее, на этой высоте обеспечивались приемлемая точность и надежность поражения. На больших высотах из-за аэродинамической стабилизации снаряда эффективность поражения ощутимо падала.
Фото 5.
К весне 55-го испытания опытной 102-мм пушки закончились и фирма «Виккерс» приступила к созданию полноценного 127-миллиметрового орудия. И тут начинается самое интересное. Проект Green Mace и так является не особо известным, а что касается его поздних стадий, то тут больше слухов и предположений, нежели конкретных фактов. Известно только то, что в планы конструкторов входило два варианта «Зеленой булавы» – гладкоствольный и нарезной. Согласно одним источникам, орудие QF 127/58 SBT X1 было построено и даже успело начать испытания. Другие источники, в свою очередь, утверждают о некоторых проблемах в ходе разработки, из-за которых опытный образец 127-мм пушки построить не удалось. Приводятся примерные характеристики «полноразмерного» орудия, но точных данных до сих пор нет. Так или иначе, все источники сходятся в одном. В 1957 году, приняв во внимание неудовлетворительные характеристики проекта Green Mace по высоте досягаемости и точности, британское военное ведомство прекратило работы по скорострельной крупнокалиберной зенитной артиллерии. В то время общемировой тенденцией развития противовоздушной обороны стал переход к зенитным ракетам и «Зеленая булава», даже не закончив испытания, рисковала стать полнейшим анахронизмом.
Словно пытаясь уберечь интересный проект от такого «позора», RARDE в 1957 году закрыло его. До принятия на вооружение первой версии зенитного ракетного комплекса Bloodhound оставалось менее года.
Фото 6.
Фото 7.
Вот блогер strangernn задает такой вопрос: что хотели добиться французы со своей 127-мм скорострелкой Green Mace и куда спешили отставшие по своему пацифизму шведы со 120-мм автоматической зенитной пушкой? И сам отвечает: «Разве могли французы пройти мимо возможности роскошно встать на те же грабли, что и законодатели мод в зенитной артиллерии, съевшие во Вторую Мировую на них всех собак в округе (немцы тоже были знатоки, но им в этот момент было нельзя)? Ну, они на них и встали, построив в и испытав в 1948-1953 годах орудие «Canon SFAC antiaerien de 105″.
Зачем все европейцы последовательно делали это? Да все за тем же, — реактивные самолеты сбивать. С их высотами и скоростями снарядов надо было еще больше, объем подлежащего засеивания снарядами пространства вырос во много раз. А с учетом появления ЯО — даже одиночный самолет надо было сбивать с гарантией. Вот, пробовали…. Правда, калибр орудия французы выбрали менее бескомпромиссный, всего 105-мм, а в остальном… В остальном никуда особенно не денешься: два барабанных магазина на 10 выстрелов (и 11-я позиция в тракте подачи), — 22 выстрела (Наверное, 23 все-таки. В стволе первый-то снаряд должен же быть), которые могли быть выпущены чуть менее, чем за одну минуту (технический темп огня — 30 выстрелов в минуту). Это, все-таки, в 3-4 раза больше, чем самый тренированный расчет сумеет сделать. А в пересчете на батарею — уже близко к требуемому.
Фото 8.
Но, произошло то же самое, что и с другими проектами скорострельных крупнокалиберных зениток: подсчитав стоимость таких орудий, и приплюсовав к этому стоимость сотен и тысяч снарядов с радиовзрывателями — военные сообразили, что очень дорогие управляемые ракеты, — на самом деле, не такие уж и дорогие, и даже больше того, с учетом их дальнобойности (пушка стреляла всего на 17 километров по горизонту и до 9500 по высоте) — просто таки даже очень дешево. А про скорострельную зенитную крупнокалиберную артиллерию постарались забыть, как про страшный сон.»
Фото 9.
Фото 10.
Фото 11.
Фото 12.
127 миллиметровая загадка
голосов: 4, средний рейтинг: 4.00