Опытный истребитель Ла-190 стал дальнейшим развитием истребителя Ла-176. Его проект начали разрабатывать в конструкторском бюро еще в начале 1949 г. В результате большого количества исследований, проведенных учеными ЦАГИ и ОКБ, в том числе в полётах на переоборудованном самолёте Ла-15, были найдены наиболее рациональные параметры самолёта. 6 октября 1949 г. С.А.Лавочкин обратился к Сталину с предложением создать истребитель для борьбы с бомбардировщиками на высотах 15000-16000 м. Техническое предложение, разработанное в ОКБ, превратилось в проект «190» (Ла-190).
Ранее проведенные предварительные расчетные данные предполагали иметь максимальную скорость 1200 км/ч и потолок 17 000 м. Запланировали очень мощное вооружение, состоящее из пяти пушек: две 37-мм и три 23-мм. Впервые была разработана конструкция тонкого крыла-бака с углом стреловидности 55°, система управления с очень тонкими, но жесткими рулями и элеронами, с необратимыми бустерами, с тормозным парашютом. Характерной особенностью истребителя Ла-190 было шасси «велосипедного» типа с подбираемыми костылями на концах крыла. На самолёте предполагалось установить двигатель конструкции A.M.Люльки ТР-3А (впоследствии переименованный в АЛ-5) с тягой около 5000 кгс. Предусматривался также проект истребителя с двигателем ВК-1. Этот проект имел преимущество в том, что данный двигатель был проверенным в испытаниях на других самолётах. Горючее расположили в фюзеляжных и крыльевых мягких баках, предусмотрели катапультируемое кресло лётчика. Вооружение впоследствии сократили до двух пушек НС-37. В головной части над воздухозаборником размещалась радиолокационная станция «Коршун».
Постройка самолёта Ла-190 была закончена 3 февраля 1951 г. Лётчиком-испытателем новой машины был назначен ведущий летчик А.Г.Кочетков. Ранее он на серийной доработанной машине Ла-15 проводил испытание велосипедного шасси. В одном из полётов, а точнее, при взлете 12 июня 1950 г., когда лётчик убрал вспомогательные опоры шасси, его самолёт потянуло в сторону. Пришлось прекратить взлет, и в момент касания самолёта сломалась передняя опора шасси. При пробеге Ла-15 столкнулся со стоявшим на аэродроме Ту-2, повредив тому оперение и разрушив свой фонарь кабины. Через неделю Ла-190 совершил первый полёт. После одной из рулежек самолёт был поврежден и отправлен на завод.
«Ла-190 обладал очень необычной формой, — рассказывал лётчик-испытатель А.Г.Кочетков, — посадка производилась на больших углах атаки. Это позволяло эксплуатировать самолёт на небольших аэродромах. Короткому взлету помогал мощный двигатель, короткой посадке — тормозной парашют и большие углы атаки». После 8 полетов испытания были прекращены из-за ненадежной работы двигателя АЛ-5. Новая машина в серию не пошла. Но построили её не зря, в то время всякий экспериментальный самолёт помогал внести ясность в дальнейшую работу.
Тактико-технические характеристики Ла-190
Экипаж 1
Размах крыла, м 9.90
Длина, м 16.35
Высота, м
Площадь крыла, м2 38.93
Масса, кг
- пустого самолета 7315
- максимальная взлетная 9257
Тип двигателя 1 ТРД АЛ-5
Тяга, кгс 1 х 5000
Максимальная скорость , км/ч 1190
Крейсерская скорость , км/ч 965
Практическая дальность, км 1150
Максимальная скороподъемность, м/мин 3340
Практический потолок, м 15600
Вооружение: две 37-мм пушки НС-37
Опытный истребитель Ла-190 (СССР)
голосов: 2, средний рейтинг: 3.00