Опытный самолёт И-211 — одноместный истребитель-перехватчик, разработанный в КБ С.М.Алексеева. В июне 1946 г. главным конструктором ОКБ-21 при Горьковском авиационном заводе назначили С.М.Алексеева. Первые реактивные истребители, созданные в 1945-1946 гг., обладали высокими скоростями, но дальность и продолжительность полёта были ограничены. Для перехвата самолётов противника на дальних рубежах требовался реактивный истребитель с большим радиусом действия. Такую задачу поставило для себя ОКБ во главе с С.М.Алексеевым.
«Мы долго решали вопрос, какой двигатель поставить на машину, и решили оснастить истребитель двумя ТР-1 конструкции A.M. Люльки, хотя их суммарная тяга (3000 кгс) была меньше, чем одного АМ-01, разработанного под руководством А.А.Микулина. Двигатели ТР-1 лучше подходили по весу, габаритам, расходу топлива. Выбранная нами компоновка, по оценке ученых ЦАГИ С.А. Христиановича и Г.П.Свищева, оказалась очень удачной» — вспоминал С.М.Алексеев.
Постройка первого дальнего одноместного истребителя, получившего обозначение И-211, была завершена в короткий срок. По схеме это цельнометаллический среднеплан с прямым, трапецеидальным крылом и двумя двигателями. И-211 имел аэродинамические тормозные щитки, автоматически открывающиеся при достижении критической скорости, с ручным управлением ими для маневрирования в полете и уменьшения посадочной скорости. Двигатели «вписывались» в крыло, полки лонжеронов полукругами обходили их габарит. Фюзеляж очень чистых форм. В его носовой части устанавливалась мощная фара для освещения целей при ночных перехватах и облегчения посадки в темное время суток. Хвостовое оперение обычное, крестообразное при виде спереди. Трёхопорное шасси со спаренными колесами всех стоек убиралось в фюзеляж.
Планировалось два варианта вооружения. Первый: между полом гермокабины и нишей переднего шасси устанавливали 3 пушки Н-37 или 4-6 пушек 23 мм. Второй: две пушки 57 мм или даже 75 мм. Замена пушек с зарядным ящиком могла проводиться прямо на аэродроме. Были предусмотрены дополнительные узлы подвески для бомб, разведывательной аппаратуры и другого оборудования. Комплекс радиооборудования был стандартный для того времени и включал в себя радио РСИ-6, радиополукомпас РПКО-10М и радиоотвечик «свой-чужой» СЧ-3. По многообразию боевого оснащения И-211 был одним из наиболее универсальных самолётов своего времени.
Осенью 1947 г. летчик-испытатель А.А.Попов приступил к лётным испытаниям первой опытной машины И-211. Машина оказалась простой в управлении и пилотировании. Правда, выяснилось, что двигатели ТР-1 по тяге малы (к тому же они не строились серийно). В дальнейшем конструктор С.М.Алексеев предложил использовать двигатели типа ТР-1А или РД-500 («Дервент»), но эти работы так и не начались. На этапе доделок и усовершенствований работы над истребителем И-211 решили прекратить.
Тактико-технические характеристики И-211
Размах крыла, м 12.25
Длина, м 11.54
Высота, м 3.68
Площадь крыла, м2 25.00
Масса, кг
- пустого самолета 4360
- нормальная взлетная 7460
Тип двигателя 2 ТРД ТР-1
Тяга, кгс 2 х 1350
Максимальная скорость, км/ч
- у земли 850
- на высоте 910
Крейсерская скорость, км/ч 760
Практическая дальность, км 2000
Максимальная скороподъемность, м/с 1667
Практический потолок, м 13600
Экипаж, чел 1
Вооружение: три 37-мм пушки НС-37
Опытный истребитель И-211 (СССР)
голосов: 4, средний рейтинг: 4.00