В двухстах километрах от Москвы, во Владимирской области, неподалеку от города Судогды расположена бывшая усадьба графа Владимира Храповицкого, принадлежавшего к старинному белорусскому роду герба «Гоздава». «…При усадьбе большой парк, сады, цветники, пруды, фонтаны, водопровод, аллеи, беседки, купальни, мосты и прочие приспособления, а также свой телеграф, телефон и электрическое освещение. Все вместе взятое дает полное право на название усадьбы «царскою», — так в 1889 году писал некто Гажицкий, составивший описание усадьбы.
Давайте посмотрим на то, что сейчас из себя представляет эта усадьба и вспомним ее историю…
Фото 2.
А еще пятью годами ранее дворцово-парковый ансамбль среди дремучих муромских лесов существовал лишь в замыслах В.Храповицкого, мечтавшего, чтобы по пышности и размаху его владения не уступали Петергофу и Версалю. Постепенно история создания усадьбы обрастала диковинными подробностями. Впрочем, многие из них, очевидно, имели под собой реальную основу. Рассказывают, например, что В.Храповицкий то ли конный двор у себя построил по образу и подобию дворца французского вельможи, чем-то задевшего самолюбие гусарского полковника, то ли поспорил во Франции с друзьями, что построит в России готический замок не хуже знаменитых луарских. Потом привез их в усадьбу и показал конный двор, а выслушав комплименты, промолвил: «Здесь, господа, живут мои лошади». И без того обескураженные французы впали в полное изумление, когда их подвели к роскошному дворцу Храповицкого.
Фото 3.
Воплотил в жизнь призрачные очертания желаемого московский архитектор Петр Бойцов — талантливый стилизатор зодчества ушедших эпох, особенно много работавший в стиле поздней французской готики, ренессанса и готики английской. Петр Самойлович был эклектиком по убеждению и творческому методу, обладал большой культурой архитектурного рисования и архитектурной детали. Ко времени встречи с Владимиром Храповицким он уже спроектировал и построил такие крупные усадебные ансамбли, как «Васильевское» князя А.Г.Щербатова, «Успенское» князя В.А.Святополк-Четвертинского и «Княжую Байгору» Г.Н.Вельяминова. Альянс казался на редкость удачным. Одна за другой в «Муромцево» возникают выполненные в едином стиле постройки: дом главный и дом запасной, дом управляющего, летний театр, купальня, охотничий домик.
Фото 4.
Однако при строительстве в имении церкви, спроектированной в древнерусском стиле, долго копившееся недовольство друг другом наконец привело к разрыву между заказчиком и архитектором. Поэтому, очевидно, останется неизвестным, кто же спроектировал и построил в 1906 году вторую часть замка, решенную в стиле английской готики. Доставшееся от отца наследство в 21 тысячу десятин земли и талант предпринимателя, коим явно обладал В.Храповицкий, занимавшийся торговлей лесом, приносили ему доход в 200 тыс. рублей в год. Немалая часть этих средств шла на расширение усадьбы. Здесь были прекрасные конюшни с породистыми жеребцами, огромная псарня, птичий двор, о котором радела супруга В.Храповицкого Елизавета Ивановна, урожденная Чиглокова.
Фото 5.
Доркинги, ла-флеты, крив-керы, гуданы, падуанские шамоа, палевые кохинхины, бронзовые индейки, золотистые фазаны, царские утки, каролины и мандарины, тулузские и китайские гуси, черные и белые лебеди, аисты — кого там только не было! Но истинной страстью В.Храповицкого оставался парк, сады и оранжереи. «Садовое искусство конца XIX—начала ХХ века отличалось многими чертами, свойственными архитектуре эклектизма… Эклектика в садово-парковом искусстве не столько изменяла характер усадебных садов и парков, сколько добавляла к ним новые элементы, усложняла парковую систему и разнообразила ее. Высаживались редкие деревья, кусты, цветы. Строились оранжереи, как встарь, но в них многое уже делалось специалистами садоводами… Сады и парки становились своего рода коллекциями» (Д.Лихачев, «Поэзия садов»). «Муромцево» не было исключением из общего правила. Круглый год персики, французские сливы и другие редкие фрукты из оранжереи В. Храповицкого поставлялись в Санкт-Петербург и Москву
Фото 6.
Посадочный материал поступал из садоводств Бауэра, Фогта, Ноева, графа Уварова, Эйлерса, помологического сада Регеля и Кессельринга. Отовсюду в «Муромцево» присылали саженцы вишни, крыжовника, яблони, груши, сливы, жимолости, персика, винограда, а также семена, луковицы, рассаду роз, лилий, тюльпанов, гиацинтов, нарциссов, цикламенов, тубероз, гладиолусов. В дендрарии росли сотни пород деревьев, среди которых десятки экзотов: пихта бальзамическая, пихта сибирская ф. золотистая, пихта Вича, кипарисовик горохоплодный, сосна Банкса, сосна веймутова, сосна румелийская, псевдотсуга Менциса ф. голубая, орех серый и др. Крупнейшие садовники того времени К.Энке, А.Регель, Г.Куфельт, К.Тюрмер — блестящее созвездие имен — наносят свои мазки на полотно усадьбы.
Фото 7.
Годом рождения паркового ансамбля можно считать 1884-й, когда одновременно с закладкой главного дома садовник шереметевского «Кусково» К.Энке разбивает на возвышении возле дворца регулярный «французский сад» в виде восьмилучевой звезды, взятой в квадрат аллей. В конце восьмидесятых начинается устройство водных каскадов «итальянского сада», спускающегося по южному склону узкими наводненными террасами. Пейзажная, «английская» часть парка, более половины которой занимали пруды, была выполнена по проекту парков Риги Г.Куфельта. Щебеночные, на песчаной основе, дорожки освещались электричеством. Вдоль них были расставлены скульптуры из мастерской братьев Ботта и венская мебель Тонет. Фонтаны украшали работы скульптора А.С.Козлова. Летом из оранжерей высаживались в грунт пальмы, юкки, самшиты и другие теплолюбивые растения. В планировочной структуре «Муромцево» главный дом — это завершающий аккорд в симфонии постоянно сменяющихся видов. Гостей обычно подвозили к дому с угла, и он раскрывался перед ними в самом динамичном повороте, выбрасывая вверх острые шпили готических завершений, надвигаясь суровой, но изысканной простотой мощного дон-жона. А далее взгляд скользил по водной глади каскадов и замирал на едва видневшейся вдали, за большим озером, готической руине.
Фото 8.
Сомасштабных аналогов у планировочной структуры «Муромцево» в русской усадебной культуре нет! Граф Храповицкий вдохновлялся грандиозными творениями петербургских ландшафтных архитекторов, не упуская, впрочем, из виду шедевров французской и немецкой культуры паркостроения. Как ни странно, но тщеславие его не сгубило, а лишь способствовало удачному соединению в «Муромцево» регулярности французских, помпезности итальянских и лирики английских садов. Все три, сочетаясь друг с другом, неразрывно связаны с дворцом, «прощая» ему некоторое разностилье главного фасада. Ныне о былом великолепии усадьбы напоминают лишь открытки с видами «Муромцево», выпущенные в начале ХХ века. Эмигрировав во Францию, супруги Храповицкие закончили свой жизненный путь на побережье Средиземного моря, в доме для престарелых тихого городка Мантон.
Фото 9.
Страна, чьи замки стали прообразом усадьбы, дала последний приют ее владельцам. А пара белых лебедей жила на большом усадебном пруду до 1925 года, а потом исчезла, видно, потеряв надежду на возвращение хозяев… Вселившийся во дворец сразу после революции местный лесотехникум в 1979 году переезжает в выстроенный на краю парка «шедевр» зодчества конца семидесятых, предрешив судьбу главного дома. Два пожара довершают начатое. Давно заросли разнотравьем водные каскады, местные жители внесли свою корректировку в структуру парка. (журнал «Ландшафтный дизайн» №1 за 2002 год , Мария Ожерельева)
Фото 10.
10 фактов об усадьбе Храповицкого
1. Очень редкий для России замок все же имеет аналоги. В духе средневековых европейских замков построены дворец Понизовкиных в Ярославской области, замок Попова на Украине, Шереметевский замок в республике Марий Эл, дворец принцессы Ольденбургской в Воронежской области и Майендорф в Подмосковье.
2. По легенде готический замок во Владимирской области был построен «на спор». Храповицкий во время путешествия по Франции заключил пари, что выстроит в России замок, который ни в чем не будет уступать европейским аналогам.
3. Часто встречающаяся в интерьерах замка лилия — символ рода Храповицких. Он означает что их фамилия принадлежит к известному польскому гербу Гоздава.
4. Муромцевский храм строился в то время, когда в Гусь-Хрустальном украшался Георгиевский собор. Этим обусловлены сходства в архитектуре и иконописи. Роспись и иконы для церкви в Муромцеве выполнили одни и те же мастера — ученики Васнецова.
5. Дом, имеющий довольно экзотический вид для этой местности, удивлял также нововведениями, еще очень редкими в те времена. В имении была построена телеграфная станция, установлен телефон, проведены водопровод, канализация и электричество.
Фото 11.
6. Интерьер каждой из 80-ти комнат дворца был решен по-особому — как во дворцах Петербурга были янтарная, зеркальная, голубая и малахитовая комнаты.
7. Парк в Муромцево — связующая часть архитектурной композиции. Работали над ним самые лучшие устроители парков — Куфельт и Энке. Парк был разбит на три зоны — итальянскую, французскую и английскую. Были там водные каскады и фонтаны, оранжереи и площадки для игр, аллеи, поляны и пруды.
8. Известно, что Храповицкий разводил собак. Существует легенда о «Собачьей горке» — кладбище для питомцев, которое якобы располагалось рядом с главным дворцом. Говорят, что для собак хозяин заказывал специальные мемориальные плиты.
9. Из садов и оранжерей талантливый предприниматель Храповицкий тоже извлекал доход. Экзотическими фруктами — персиками, абрикосами, французскими сливами — обеспечивалось не только имение. Их было столько, что часть урожая отправлялась в Москву.
10. Храповицкие очень многое делали для своих людей. Для них строили дома, мастерские и бесплатные школы. В музыкальной школе на Бору деревенских мальчиков обучали игре на смычковых и духовых инструментах и хоровому пению. Из школы выпускались настоящие профессионалы, ведь Храповицкий нанимал только лучших учителей, закупал качественные инструменты и ноты. Оркестр Храповицкого был известен за пределами имения — во Владимире, Москве, Санкт-Петербурге.
Фото 12.
Как проехать:
От Москвы 169 км по трасе М7 «Волга» –
– не доезжая Владимира (перед Юрьевцем), поворот направо (на Н. Новгород, Муром, Гусь-Хрустальный) –
– через 18 км по указателям направо на Муром (дорога P-72) –
– примерно через 25 км, указатель на г. Судогда (направо) –
– проехать почти через весь город –
– переехать речку Судогда –
– мимо автостанции (справа) –
– мимо вертикальной надписи «Красный Химик» –
– примерно через 300-500м, направо перпендикулярно ул. Буденного –
– по ней до конца города –
– далее справа футбольное поле –
– далее въезд в Муромцево.
Через некоторое время прямо видны ворота в усадебный парк, справа от парка и чуть впереди — здание конюшни.
К усадьбе можно пройти через парк, а можно проехать левее, огибая парк, мимо подъезда к храму Святой мученицы царицы Александры, и въехать чуть дальше, повернув направо под надписью «Лесной техникум» (слева через дорогу магазин «Продукты»), и подъехать прямо к главному усадебному дому.
Если же проехать по дороге дальше, то после прудов справа вдали видна «Готическая арка».
У местных жителей Судогды и Муромцева, лучше спрашивать, где находится Лесной техникум, или где «замок». (Вопрос: «где находится усадьба Храповицкого» — может остаться без ответа.)
Фото 13.
Фото 14.
Фото 15.
Фото 16.
Фото 17.
Фото 18.
Фото 19.
Фото 20.
Фото 21.
Фото 22.
Фото 23.
Фото 24.
Фото 25.
Фото 26.
Фото 27.
Фото 28.
Фото 29.
Фото 30.
Фото 31.
Фото 32.
Фото 33.
Фото 34.
Фото 35.
Фото 36.
Фото 37.
Фото 38.
Фото 39.
Фото 40.
Фото 41.
Фото 42.
Фото 43.
Фото 44.
Усадьба Храповицкого в Муромцеве
голосов: 2, средний рейтинг: 5.00