Ещё в ходе Второй мировой войны КБ П.О.Сухого получило задание на разработку разведчика и артиллерийского корректировщика. Необходимость в такой машине стала ощущаться в первые же военные месяцы, когда выяснилось, что эффективность применения немецкого разведчика ФВ-189 (наши солдаты называли его «рамой») была весьма высокой. Первый эскизный проект самолёта был разработан ещё в 1943 г. Проект представлял собой трехместный двухбалочный аппарат с двумя двигателями. Но постройка, тем более запуск в серийное производство специализированного самолёта в условиях военного времени были непозволительной роскошью.
В середине 1947 г. главный маршал артиллерии Н.Н.Воронов обратился с просьбой создать для артиллерийских частей разведчик-корректировщик. Все главные конструкторы отказались от разработки такого самолёта, за него взялся только П.О.Сухой. Был тщательно проанализирован опыт и результаты боевых операций немецкой «рамы» ФВ-189, а также аналогичных машин союзников. Самолёт, получивший обозначение Су-12 или РК (разведчик-корректировщик), спроектировали и построили в невероятно короткий срок — всего за 150 дней. При необходимости его можно было использовать для аэрофотосъемки днем и ночью, а также и в качестве бомбардировщика.
Самолёт Су-12 выполнен по схеме «рама» с двумя хвостовыми балками, на которых крепилось горизонтальное оперение. Конструкция самолёта цельнометаллическая, была максимально приближена к условиям массового выпуска, для чего расчленялась технологическими разъемами на ряд отдельных агрегатов. Его основная часть — четырехместная гондола с большой площадью остекления — имела две кабины. В передней размещались лётчик, штурман и стрелок-радист. Во второй, задней, кабине — воздушный стрелок. Носовая часть гондолы была остеклена почти полностью, что обеспечивало хороший обзор при разведке и корректировке огня. Нижняя половина остекления состояла из бронестекла, на полу передней кабины были наклепаны стальные листы, а по бортам — броневые. Общий вес брони достиг 450 кг. Для входа в переднюю кабину в нижней части фюзеляжа был сделан люк, а в заднюю — дверь с левой стороны фюзеляжа. Люк и дверь имели механизмы аварийного сброса.
Силовая установка состояла из двух опытных 14-цилиндровых двухрядных звездообразных поршневых двигателей воздушного охлаждения АШ-82М, в процессе заводских испытаний замененных серийными двигателями АШ-82ФН, оборудованных четырехлопастными воздушными винтами АВ-9ВФ-21 К диаметром 3,6 метров. Топливная система включала четыре топливных бака общей емкостью 1240 л., кран кольцевания, два подкачивающих насоса, две клапанных коробки, два пожарных крана, трубопроводы и фильтры.
Вооружение самолёта Су-12 состояло из четырех 20-мм пушек: одной носовой, двух в средней части и одной в кормовой установке. Неподвижная установка оборудовалась одной пушкой БТ-20 с боекомплектом 100 патронов. Верхняя установка состояла из прицельной станции ВПС-1 и турели ВТЭ-2 под две пушки Б-20Э с суммарным боекомплектом 360 патронов. Кормовая установка КГ-1 с электрогидравлическим управлением под одну пушку Б-20Э с боекомплектом 200 патронов. В перегрузочном варианте предусматривалась бомбовая нагрузка в 400 кг. Бомбы, в зависимости от варианта, размещались в одном или двух бомбовых отсеках хвостовых балок на кассетах КД-2. Суммарная ёмкость двух бомбовых отсеков — 800 кг. Для прицельного бомбометания у штурмана устанавливался прицел НКПБ-7.
Самолёт Су-12 имел полный комплект оборудования, предусмотренный ТТТ для разведчика-корректировщика и обеспечивающий нормальную работу экипажа на всех высотах до 11000 м с использованием кислородного оборудования. Радиооборудование позволяло вести двухстороннюю радиосвязь в пределах максимального радиуса действия самолёта и включало: радиостанции РСБ-5 и РСИ-6К, радиокомпас АРК-5, ответчик «Барий», радиовысотомер РВ-2, СПУ, маркерный радиоприемник МРП-48. Фотооборудование обеспечивало выполнение как дневных, так и ночных аэрофотосъемок и состояло из: автоматической качающейся аэрофотоустановки АКАФУ-3 под АФА-33/75 или АФА-33/50; плановой установки под АФА-33/20 или АФА-РБ/20; бортовой перспективной установки под АФА-БА или АФА-ИМ.
Заводские лётные испытания Су-12 были начаты в декабре 1947 г. Их проводили летчики-испытатели Н.Д.Фиксон, М.Л.Галлай, С.Н.Анохин. Первоначально силовая установка самолёта состояла из двух двигателей АШ-82М. В ходе испытаний эти двигатели заменили на серийные АШ-82ФН с флюгерными винтами. В 1948 г. самолёт Су-12 был передан на государственные испытания, которые проводились на артиллерийском полигоне. Самолёт показал хорошие лётные данные: максимальная скорость 531 км/ч, дальность полёта составляла 1140 км, а его продолжительность — 4 ч 18 мин. В заключении об испытаниях говорилось: «Самолёт может быть с успехом использован для выполнения задач по корректировке артиллерийского огня и разведки в интересах артиллерии и войск командования. Рекомендовать самолет Су-12 для принятия на вооружение ВВС с устранением всех недостатков и дефектов…» Основной «дефект» самолёта заключался в недоведенности пушечного вооружения, устранить его так и не удалось. В серию самолёт не запустили — начиналась эра реактивной авиации, и самолёт такого назначения был уже не нужен.
Тактико-технические характеристики Су-12
Размах крыла, м 21.57
Длина, м 13.05
Высота, м 4.26
Площадь крыла, м2 52.00
Масса, кг
- пустого самолета 7552
- нормальная взлетная 9510
Тип двигателя 2 ПД АШ-82М
Мощность, л.с. 2 х 2100
Максимальная скорость , км/ч
- у земли 460
- на высоте 530
Крейсерская скорость , км/ч 505
Практическая дальность, км 1140
Максимальная скороподъемность, м/мин 945
Практический потолок, м 11000
Экипаж, чел 4
Вооружение: одна 20-мм пушка БТ-20 и три 20-мм пушки Б-20Э
бомбовая нагрузка — до 400 кг
Опытный разведчик-корректировщик Су-12 (СССР)
голосов: 3, средний рейтинг: 3.67