В апреле 1952 г. вышло постановление Совета Министров, в соответствии с которым ОКБ А.С.Яковлева должно было разработать и построить учебно-тренировочный бомбардировщик Як-200. Учебно-тренировочных реактивных истребителей в стране было достаточно, а вот для освоения реактивных бомбардировщиков Ил-28 пока не хватало, хотя еще в 1950 г. появился его тренировочный вариант Ил-28У. Перед конструктором была поставлена задача создать недорогой поршневой самолёт с соответствующим оборудованием и компоновкой кабин, близкой к Ил-28. Самолёт предназначался для первоначального обучения курсантов после их полетов на Як-18 (подобно тому, как будущие лётчики-истребители осваивали УТИ Як-11 после Як-18). Требовалось создать одну трехместную машину для обучения и лётчиков, и штурманов.
По требованию военных, максимальная скорость должна была быть не ниже 400 км/ч, а высота не ниже 6000 м. Требовался простой по конструкции и эксплуатации самолёт, несложный в пилотировании, допускающий исправление фубых ошибок курсантов. Проектирование самолёта Як-200 началось в феврале 1952 г. Согласно тактико-техническим требованиям ВВС, он должен был строиться в двух вариантах: Як-200 для обучения лётчиков в школах ВВС и Як-210 для подготовки штурманов. Последний предназначался также и для строевых частей с целью тренировки лётчиков и штурманов. При проектировании Як-200 и Як-210 очень пригодился опыт разработки пассажирского самолёта Як-16 с такими же двигателями. По конструкции планера они ничем не отличались друг от друга. Было построено по одному опытному самолёту Як-200 и Як-210. Обзор с рабочих мест курсанта-лётчика и курсанта-штурмана — как у лётчика и штурмана на Ил-28. Оборудование в пилотской и штурманской кабинах было расположено в основном так же, как у Ил-28.
Як-200 представлял собой двухмоторный цельнометаллический среднеплан с убирающимся шасси. Однолонжеронное крыло с отъемными консолями набиралось из профилей Кларк YH относительной толщиной 15% у корня и 5% на концах. Силовая установка — звездообразные двигатели воздушного охлаждения АШ-21 номинальной мощностью у земли 570 л. с., укомплектованные двухлопастными воздушными винтами изменяемого шага ВИШ-IIIВ-20А. Экипаж, вопреки заданию правительства, состоял из двух человек — курсанта и инструктора, причем сиденья их размещались в ряд. Управление уборкой и выпуском шасси, открытием фонаря и тормозами колес — пневматическое. Топливо размещалось в одном фюзеляжном баке объемом 755 л. В состав радиооборудования входили радиостанция РСИУ-3М, автоматический радиокомпас АРК-5, радиовысотомер малых высот РВ-2, ответчик СРО-2, маркерный приемник МРП-48П и переговорное устройство СПУ-5.
Первым на испытания вышел самолёт Як-200 для обучения лётчиков. Первый полёт был осуществлен 10 апреля 1953 г. лётчиком-испытателем Ф.Л.Абрамовым. Затем самолёт передали в НИИ ВВС на государственные испытания. По рекомендациям военных самолёт в серийное производство запускать не стали. Основным недостатком машины была сложная техника пилотирования, неудовлетворительная продольная устойчивость. Самолёт вернули в ОКБ, где он подвергся доработке. Из 91 дефекта, выявленного военными, устранили свыше половины, но самые главные. Внешне самолёт Як-200 изменился немного, был установлен гребень впереди киля и штыревая антенна передвинута вперед. После повторных испытаний самолёт стал простым и пригодным для обучения будущих пилотов. В августе начались заводские испытания учебного самолета Як-210 для штурманов. Из-за дополнительного оборудования он оказался значительно тяжелее предшественника, но лётные данные были почти такими же.
Все существенные замечания ВВС по этим машинам были учтены, но в лётные училища самолёты не попали. Хотя по итогам испытаний Як-200 был рекомендован для принятия на вооружение и запуска в серию, но построенный учебный Ил-28У оказался столь удачен, что выпускался серийно и стал основным в летных училищах на долгие годы. Постановлением правительства от 26 марта 1956 г. все работы по Як-200 и Як-210 были прекращены.
Тактико-технические характеристики Як-200
Размах крыла, м 17.46
Длина самолета,м 12.95
Высота самолета,м 5.12
Площадь крыла,м2 36.00 (26.00)
Масса, кг
- пустого самолета 3990 (4542)
- максимальная взлетная 4795 (5422)
Тип двигателя 2 ПД АШ-21
Мощность, л.с. 2 х 700
Максимальная скорость, км/ч
- на высоте 395
- у земли 360
Практическая дальность, км 1340
Практический потолок, м 7500
Экипаж, чел 3(4)
Вооружение (для Як-210): Бомбовая нагрузка — 300 кг
Опытный учебно-тренировочный бомбардировщик Як-200 (СССР)
голосов: 2, средний рейтинг: 3.00