Человек из железок

Пенсионер из Тульской области наладил выпуск танков в собственном гараже
Наталья Радулова, Тульская область, Новомосковск
«Я про танки думаю всегда, с утра до ночи. Вот лежу на диване, вроде бы телевизор смотрю, а сам размышляю: как же мне гусеничный трак правильно закрепить,— пенсионер Алексей Мочалин личность в Новомосковске известная — он делает мини-копии легендарных Т-34-85, и к нему в гараж на экскурсии ходит чуть ли не все мужское население города.— Некоторые, конечно, меня дурачком считают: зачем, мол, это нужно. Не знаю, я по-другому и не жил никогда».



Броня крепка
Алексей Дмитриевич, сварщик по профессии, бронемашины делает всю жизнь: начинал с картонных, деревянных моделей. Вооружаться по-серьезному стал с началом перестройки — в 1985 году «выпустил» свой первый металлический танк: «Тогда в мире была тревожная обстановка, и на меня, видать, она так подействовала». Отец хоть и критиковал его работу: «Зачем с хреновней возишься? Сделай гусеницы просто из резины», но довольно улыбался, когда слышал в ответ: «Батя, не мешай, танк должен быть танком». Отец явно гордился сыном: «В меня пошел». Дмитрий Мочалин, тоже «железятник», влюбленный в технику, во время войны был танкистом. Кавалер двух орденов Славы, смекалистый, он в бою тайком увеличивал скорость своей машины — это не разрешалось, так двигатель быстрее изнашивался, но зато немцам пристреливаться было труднее. «У нашего Т-34 скорость 55 километров в час, а отец топливо — фьють! — подкручивал и шел под 70. Он считал, что двигатель все равно беречь нет смысла. «Мы что,— говорил,— всю жизнь кататься на нем будем? Да, может, мы завтра сгорим». А немцы именно на 55 километров рассчитывали угол, опережение — и ошибались! Пока заново все сделают, пока сориентируются — еще два танка за отцом проскочить успевали». А еще Дмитрий Мочалин всегда держался во главе батальона — даже в Вильнюс первым вошел. Командиры считали его смельчаком, а он просто знал: первый танк подбить труднее, по нему лишь пристрелка идет. Может, благодаря этим хитростям и провоевал почти полтора года — рекорд. Хотя все равно три экипажа сменил. «Он был механиком-водителем. Если машину, к примеру, в бок подбивали, то он первым наружу из своего люка выскакивал, а друзья погибали — одно мясо в щелях… Рассказывал, как из всего экипажа однажды остались только ноги заряжающего. Отец, сам раненый, кинулся спасать ребят, а там никого, одни ноги в сапогах стоят — мордвин у них был, здоровый, вот его сапоги большие отец и узнал. Толкнул он, ноги эти упали, и он вылез».

«Леха, продай танк!»
Выйдя на пенсию, 61-летний Алексей Дмитриевич проводит в гараже по 12 часов в день — сейчас в работе у него три модели танка, на чертежах — больше. Были бы возможности — целую танковую дивизию создал бы. «Танков много не бывает,— уверен.— И страна наша должна делать больше этих машин. Время ведь опять тревожное. Вы посмотрите, как американцы наглеют. Мы их остановить сможем, только если будем демонстрировать свою мощь».
Свою макетную мощь Алексей Дмитриевич наращивает без устали. «Варю швы, зачищаю болгаркой, подшлифовываю, чеканю. Иной раз и покушать забываю. Одна беда: трудности с материалом. Я ведь стараюсь делать почти полные копии, даже толщину брони учитываю, абы как не леплю. С листовым металлом проблем нет, покупаю у нас на базе. А вот нужна мне, к примеру, трубка, чтоб внутри 10 была, а снаружи 16. Вроде по интернету нашли одну, а она стоит 12 тысяч. Ну куда? Вот думаю, как выкрутиться, как ее самостоятельно сделать. Я и так уже на большой танк потратил почти 40 тысяч».
«Вообще сидим без денег,— вздыхает Лидия Сергеевна.— У меня пенсия 9 тысяч и у него 9 — как у цыган, которые ни дня нигде не трудились. Раньше муж хоть ремонтом машин подрабатывал, а сейчас весь гараж в танках. Я ему говорю: продай маленький танк, ремонт сделаем на кухне!» Алексей Дмитриевич, услышав это, вскидывается: «Нет! Этот — никогда!» Конструктор нервничает от одной лишь мысли, что может лишиться «маленького»: «У него уже свой характер, понимаете? Я чувствую, что ему немного обидно. Он стоит в гараже и ревнует к большому: вот, мол, этот мощнее, сильнее, в длину — два метра, вес почти 200 килограммов, но я зато крепыш, более шустрый, у меня уже электроника внутри — попробуй догони. Наверняка так и думает. Все танки — личности».
Покупатели вокруг гаража кругами ходят: «Леха! Продай танк, а?» Недавно какой-то бизнесмен хорошие деньги предлагал за «маленького», но Мочалин пока только руками машет: «Ни за что! Вот большой дострою и, может, только тогда продам кому-нибудь — пусть хвастаются». При этом он признает, что вообще ни с одним своим бронированным красавцем не расстался бы: «Но деньги всегда нужны. Приходится продавать один танк, чтобы начать производство нового. Вот сейчас я задумал еще более масштабную модель, один к двум будет, размером с «жигули». Надо же после себя что-то оставить — внукам память. И, когда они вспомнят меня, я хоть в гробу переворачиваться не буду».
Младший внук, 8-летний Алексей, названный в честь деда, водит в гараж своих одноклассников. «Они встанут вокруг моих машин кружком, глазенки горят. А у меня такая благодать по сердцу разливается. Все пацаны моему завидуют, ведь он не только на компьютере может «в танчики» играть, а и вживую. Когда стал делать новый танк, внук сразу попросил: сделай так, чтобы я мог на нем свою подругу катать. Пришлось делать, теперь они вдвоем туда помещаются». Старший внук Дима, главный помощник Алексея Дмитриевича в гаражах, сейчас служит в армии, просит прислать ему журнал с дедушкиными танками: «Я всем в части покажу фотографии: вот какой у меня дед».
«Я вообще счастливый,— объясняет Мочалин.— Семья у меня хорошая, дело любимое есть. Другие пенсионеры в депрессии, не знают, чем заняться. А мне каждый день проживать интересно. Иной раз устану, наработаюсь. Тогда беру пульт, выгоняю танк на дорогу — он красивый, сил нет. Мужики из соседних гаражей кричат: «Что, Леха, опять играешься?» Ну да, я такой. Наиграюсь, и на душе сразу легче».

Человек из железок
голосов: 4, средний рейтинг: 5.00



Поделиться:


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Top