По оценкам западных специалистов, силы специальных операций (ССО) Турции являются самыми многочисленными в составе НАТО, имеют хорошую подготовку и современное снаряжение. Но известно о них не очень многое. ССО есть в каждом из командований вооруженных сил Турции (сухопутных силах, ВМС, ВВС жандармерии) и общая их численность составляет приблизительно 50 тысяч человек. В турецких сухопутных силах имеется командование специальных операций, подчиненное непосредственно генеральному штабу, и четыре бригады командос (1-я, 2-я, 3-я и горная), подчиняюшиеся штабам армий.
Личный состав в них набирается строго на добровольной основе только из офицерского и унтер-офицерского состава сухопутных войск. Их называют «красными беретами». Кандидаты, желаюшие проходить службу в армейском спецназе, проходят различные испытания, в число которых, помимо оценки физической подготовленности, входят и письменные экзамены. При выборе кандидата, успешно прошедшего испытания, предпочтение отдается лицам, владеющим одним или несколькими иностранными языками. По окончании отборочного этапа личный состав направляется на прохождение оценочно-тренировочного курса, рассчитанного на два с половиной года. В течение этого времени инструкторы очень тщательно оценивают интеллектуальные и физические качества кандидатов и отсеивают несоответствующих установленным требованиям.
В тренировочный курс входят упражнения на выносливость (марш-броски на расстояние 100 км с грузом в 40 кг), преодоление препятствий, обучение использованию оружия массового поражения (химического, атомного, биологического), военному делу, искусству ближнего боя, парашютированию, подводным погружениям, снайперскому и подрывному делу, особенностям проведения контртеррористических и поисково-спасательных операций, скрытному поиску, принципам ведения наблюдения и разведки, а также изучение иностранных языков.
План тренировок включает все современные аспекты ведения боевых действий и психологической войны. Здесь турецкий сухопутный спецназ можно ставить в один ряд с американскими «зелеными беретами».
В состав командования специальных операций сухопутных войск входит засекреченное подразделение поиска и спасения «МАК» численностью в 100 человек, личный состав для которого отбирается не только из сухопутчиков, но и из ВМС и ВВС. По составу и организации это подразделение похоже на американское подразделение «Дельта». Бойцы «МАК», согласно обшему мнению, являются лучшими из лучших в вооруженных силах Турции.
На сухопутный спецназ и «МАК» возлагаются ответственные задачи: разведка, наблюдение за вражескими военными структурами, системами обороны и стратегически важными объектами, проведение диверсий, скрытное проникновение в тыл противника, освобождение заложников и пленных, спасение экипажей сбитой в тылу противника авиации, проведение противотеррористических мероприятий, ведение ближнего боя, подготовка гражданских лиц (партизан) для ведения борьбы с противником.
Спецназовцы сухопутных войск активно использовались при решении ряда задач. Они участвовали в захвате руководителя курдской рабочей партии (КРП) Абдуллы Оджалана и его заместителя Семдина Сакика в Кении, в операции по поиску и уничтожению подразделений КРП в горах и пещерах Юго-Восточной Турции. Кроме того, турецкие командос привлекались к выполнению операций в Кувейте, Боснии. Косово, Албании, Афганистане и Северном Ираке. Несколько подразделений были направлены в Афганистан во время проведения операции «Индьюринг Фридом» и помогали обучать вновь создаваемую регулярную афганскую армию.
Основные силы сухопутных бригад командос расположены на границе с Ираком и Сирией (2 бригады в составе второй армии). Они используются в основном для борьбы с сепаратистским движением курдов.
1-я бригада базируется в Кайсери, однако ее подразделения участвуют в различных боевых действиях в северо-восточной Анатолии против курдских сепаратистов. В 1974 году бригада была повторно награждена медалью вооруженных сил Турции «За смелость и боевое отличие».
2-я бригада располагается в Болу и используется в районах боевых действий против курдов не только в Турции, но и на территории соседних стран. Так. в 1999 году подразделения бригады совершили рейд на территорию Ирака для борьбы с вооруженными формированиями КРП.
Каждая бригада командос состоит из трех батальонов, батареи буксируемой артиллерии, а также подразделений поддержки, связи, снабжения, саперного и медицинского подразделений.
На вооружении спецназовцев сухопутных войск состоят 9-мм пистолеты МКЕ, автоматы НК Мк5, 5,45-мм М3А2, 5,56-мм автоматические винтовки М16А2 и НК33, 7,62-мм G3, FN FAL, 7,62-мм пулеметы MG3, FN MAG, 12,7-мм М2НВ, 40-мм гранатометы М79 и М203, 60-мм минометы М2, 81-мм UTI, 107-мм M106ASP, 120-мм HY12DL, противотанковые гранатометы «Милан», «Тоу», 66-мм LAW М72 и 106-мм безоткатные орудия RCL М40 («Кобра»),
Транспортные средства включают легкие боевые машины «Лэнд Ровер Дефендер-110» (4×4) и «Лэнд Ровер Дефендер-130» (4×4), легкие бронированные разведывательные машины «Акреп» (4×4), имеющие массу 3,6 тонны и развивающие скорость 115 км/ч, легкие грузовые машины М151 (4×4) массой 362 кг и М37 массой 680 кг.
Силы специальных операций сухопутных войск периодически участвуют в объединенных учениях со спецназовцами других стран. Так, в конце 1998 года подразделение одной из бригад командос принимало участие в учениях в Пакистане совместно со «спецами» этой страны. Турецкий спецназ принимает участие и в операциях, проводимых НАТО и ООН. В частности, около 1000 турецких командос выполняли задачи в Боснии.
В составе вооруженных сил Турции нет авиации специального назначения, поэтому командос используют подразделения вертолетов UH-60 «Блэк Хоук» и AS-90. В составе этих вертолетных подразделений имеются небольшие группы спецназовцев ВВС, участвующие в операциях по боевому поиску и спасению экипажей сбитой в тылу противника авиации.
В составе ВМС Турции силы специальных операций начали создаваться в 1963 году, когда американская команда подводных подрывных работ из Сан-Диего (Калифорния) начала подготовку первого турецкого подразделения, получившего сначала название «Подводные командос» (SAK). Подразделение было передано под управление подводного и спасательного командования (KSK) и впоследствии получило обозначение (SAT). До этого в составе KSK имелся отряд подводной обороны (SAS), состоявший из команды подводного разминирования и отряда подводной интервенции (SAM).
В 1966 году с целью увеличения количества личного состава и расширения боевых возможностей отряда подводного разминирования спецназовцы этого отряда и специально отобранный личный состав подводных сил Турции были направлены в США для подготовки по программе американских подводных подрывников. В эти команды отбирались люди в возрасте до 31 года, прошедшие проверку на лояльность и получившие допуск к секретным документам и сведениям, не являющиеся нарушителями дисциплины, не боящиеся воды и взрывчатых веществ, не страдающие болезнями двигательных органов и клаустрофобией, успешно прошедшие испытания по плаванию и бегу.
Кандидатам необходимо было проплыть 300 ярдов (274 м) на спине и на боку за 9 минут или 100 ярдов (91 м) на груди, спине и на боку за 11 минут и пробежать 1,5 мили (2,8 км) за 15 минут. Особое внимание обращалось на физическую выносливость, эмоциональную уравновешенность, способность сохранять спокойствие в чрезвычайных условиях, наличие агрессивности, ловкости, быстроты реакции и сообразительности.
Отобранный личный состав проходил 16-недельный курс обучения водолазов-подрывников. В течение первых трех недель проводились тренировки в плавании, беге, изучались правила техники безопасности в воде, принципы выживания, производилось обучение использованию малых надувных лодок и радиосвязи. Упор делался на практические занятия в условиях, максимально приближенных к боевым.
В начале первой недели личный состав разбивали на группы по 6 человек, между которыми устраивались различные соревнования, например, в плавании и совершении марш-бросков на 15 миль (28 км). В последующие 10 недель личный состав проходил разведывательную подготовку и обучался основам подрывного дела. Особое внимание уделялось практической стороне и соревнованиям между группами. Для проверки усвоения пройденных дисциплин на практике периодически проводились зачетные учения. В ходе первого 36-часового зачетного учения проверялись навыки гребли на надувных лодках на большие расстояния и умение развертывать палатки. Отрабатывались вопросы скрытного проникновение в тыл противника и к объектам диверсий, создания тайных убежиш и применения маскировки. Во время учений личный состав питался специальными пайками.
Второе недельное зачетное учение посвяшалось проверке способности обучаемых работать под водой на различных глубинах, вести разведку подводных препятствий, выбирать и правильно закреплять подрывные заряды.
В ходе третьего — самого сложного недельного зачетного учения командос совершали напряженный марш-бросок и преодолевали полосу препятствий (в том числе грязевую яму), в то время как вокруг них взрывали полуфунтовые подрывные заряды. Помимо этого, определялась их способность проводить подрывные работы, спецназовцы проходили испытание на длительное пребывание без пищи или сна.
Последние три недели курса шла интенсивная парашютная подготовка, которая включала дневные и ночные прыжки с самолетов с высоты 400 м и с вертолетов с высоты 460 м при скорости ветра у поверхности земли до 9 м/с и у поверхности воды до 12 м/с.
После подготовки необходимого количества личного состава в США в Турции было сформировано командование специальных операций ВМФ в составе двух отрядов: отряда боевых пловцов-диверсантов (SAT) и отряда боевых пловцов обороны (SAS), которое стало подчиняться непосредственно командованию ВМФ. Каждый из этих отрядов состоял из трех групп численностью по восемьдесят человек в каждой. Группа состояла из 4 отделений. В военное время отряды предполагалось дополнить еще одной группой.
В составе подводного и спасательного командования находится также подводное учебное командование, дислоцирующееся вместе со своим учебным центром в Стамбуле.
Учебный центр ежегодно готовит 50 боевых пловцов. Программа построена следующим образом: сначала в течение 5 недель проводится ознакомительный курс по всем аспектам специальных операций ВМФ. Затем
следуют три фазы специальной подготовки:
1 фаза (9 недель) — «адская неделя», включающая общую базовую подготовку;
2 фаза (8 недель) — боевая подготовка;
3 фаза (9 недель) — боевые действия на суше.
Вслед за этими тремя фазами следует обучение вне учебного центра: воздушно-десантная подготовка (3 недели), технические средства специальных операций (2 недели) и боевая подготовка в составе взводов (18 месяцев). Параллельно проводится медицинская подготовка (30 недель). По завершении обучения бойцы направляются в групповые командования, где совершенствуют свою квалификацию боевого пловца.
На личный состав возлагаются задачи разведки и наблюдения (пассивные задачи) и задачи проведения диверсионных и боевых амфибийно-десантных действий (активные задачи). Диверсии могут проводиться в военно-морских базах, портах, пунктах рассредоточенного и временного базирования, на рейдах, якорных стоянках и в прибрежных районах в тылу противника. Объектами диверсий могут быть крупные надводные корабли, подводные лодки и суда, береговые ракетные комплексы, мосты, плотины, различные гидротехнические сооружения, а также штабы, командные пункты, пункты управления, узлы связи, транспортные магистрали, трубопроводы, кабельные линии связи, различные склады и другие важные военные и промышленные объекты.
Амфибийно-десантные боевые задачи предусматривают разведку береговой линии противника. Там, где планируется проведение десантной операции, осуществляется сбор информации о системе противодесантной обороны — противодесантных сооружениях в воде и на берегу, удобных и наиболее безопасных местах высадки, подводная разведка на глубинах менее 2,5 м, разведка путей выхода с пляжа, обнаружение и обозначение мин, искусственных и естественных препятствий, корректировка высадки первых волн десанта. Считается, что любые действия личного состава требуют абсолютной секретности и скрытности. Важность этих требований подтверждается при отборе кандидатов для службы в морском спецназе: абсолютная надежность и преданность своей стране, крайняя решительность, отсутствие чувства страха (человек не должен бояться высоты, темноты, глубины и действий под водой в одиночестве), способность принимать эффективные решения в экстремальных ситуациях, не бояться пыток.
Боевые пловцы-диверсанты на левом предплечье носят малозаметную полукруглую нашивку с надписью «DZ KOMANDO» и круглую нашивку с изображением полумесяца и звезды, находящуюся чуть ниже.
Часть боевых пловцов обороны группового командования SAS находится сейчас в подчинении подводного и спасательного командования или в специальных подводных командах. Основными задачами, стоящими перед личным составом SAS, являются: поиск и уничтожение мин в мелководных районах (до 4-5 м) и бухтах, обнаружение и уничтожение неопознанных объектов и взрывоопасных устройств, уничтожение заграждений и объектов ВМФ противника, разминирование захваченных помещений и кораблей противника, обеспечение подводной охраны объектов и кораблей.
В десантных операциях их задачей является обнаружение и обозначение минных полей и противодесантных заграждений в воде и на берегу, в районе планируемого проведения морской десантной операции. Специальными задачами SAS являются: предотвращение действий ССО противника против важных морских сооружений, обеспечение непосредственной поддержки в разминировании транспортных средств и строений ВМФ, руководство проведением мероприятий по охране побережья от высадки сил противника. Бойцы SAS являются отличными специалистами в области подводных подрывных работ, они способны разоружать мины, бомбы, подрывные заряды, торпеды, гранаты и другие взрывоопасные предметы.
Боевые пловцы обороны на левом предплечье носят небольшую полукруглую нашивку «SUALTI SAVUNMA». На груди с левой стороны у них располагается эмблема, на которой изображен плывущий боевой пловец на фоне морской якорной мины.
Личный состав SAS и SAT снабжен оружием и снаряжением НАТО (главным образом американским), в том числе 5,56-мм автоматической винтовкой М16А2, карабинами М4/203 и G3A2, 5,56-мм автоматом НКЗЗ и его вариантами, 7,62-мм G3, МР5 и МР5 (Navy).
Амфибийная бригада морской пехоты базируется в Фока. Бригада не относится к силам спецопераций ВМФ, но ее личный состав выполняет ряд задач, возлагаемых на ССО. Одной из основных задач подразделений этой бригады является скрытная высадка с моря за линией фронта с целью сбора разведывательной информации и проведения диверсий в тылу противника, захват островных аэродромов, центров связи и наблюдения. Бригада принимала участие в высадке морского десанта на севере острова Куир.
Командование жандармерии насчитывает до 120 тысяч человек и в мирное время находится в подчинении министерства внутренних дел. В военное время оно переходит под управление командования сухопутных сил. Специальные силы жандармерии сведены в батальон командос «Болугу». Батальон состоит из трех рот, которые находятся под управлением подразделений полиции тех районов, к которым они приписаны. Однако они могут решать и задачи, поставленные штабом жандармерии, находящимся в Анкаре.
Основными задачами подразделений батальона являются: проведение контртеррористических мероприятий, освобождение заложников, борьба с беспорядками и другими явлениями, носящими криминальный характер. Подготовка личного состава спецназа жандармерии осуществляется в школе жандармерии в Фока, а также при участии опытных армейских инструкторов.
В составе национальной полиции Турции имеются специальные команды CAT, предназначенные для использования в кризисных ситуациях. Эти команды были сформированы в 70-х годах прошлого века и предназначены для охраны и обороны национально важных объектов в основном от террористических угроз, в том числе для борьбы с захватом самолетов. В условиях проведения широкомасштабных контртеррористических мероприятий эти команды могут привлекаться для усиления подразделений командос жандармерии.
Силы специальных операций Турции
голосов: 3, средний рейтинг: 5.00