Вертолёт Agusta A.129 «Mangusta» стал первым узкоспециализированным боевым вертолётом, созданным не только в Италии, но и вообще в Западной Европе. Машина проектировалась согласно требованиям итальянской армии, сформулированным в середине 1970-х годов. Agusta A.129 также первый европейский вертолёт, бортовое оборудование которого базируется на каналах обмена данных по стандарту M1L-STD 1553В, что значительно облегчает работу экипажа. Проектирование вертолёта велось в тесном взаимодействии с армией. В целях экономии средств было решено максимально использовать отработанную конструкцию вертолета A.109 и установить уже имеющиеся на рынке двигатели и вооружение. После слияния итальянской Agusta и британской Westland Helicopters в AgustaWestland вертолёт сменил название с A.129 на AW129.
Первый прототип Agusta A.129 соверщил первый официальный полет с аэродрома Касцина-Коста 15 сентября 1983 года (неофициально вертолёт поднимался в воздух 11 и 13 сентября). Вертолёт оснащен двумя газотурбинными двигателями Rolls-Royce Gem2-2Mkl004D, собранные по лицензии на фирме «Piaggo». Фирма «Agusta» изготовила четыре опытных вертолёта, а после того как один из них пришлось списать, был построен еще и пятый прототип. Все опытные вертолёты приступили к программе лётных испытаний до 1985 года. Проведенные в 1986 и 1987 годах лётные испытания, в ходе которых выполнялись пуски ракет, позволили в декабре 1987 года заключить контракт на поставку первой партии из 15 машин для армейской авиации Италии. Изначально военные определили свои потребности в 100 боевых вертолётов, предназначенных для борьбы с танками и ведения разведки. Однако в связи с окончанием холодной войны заказ был сокращен до 60 машин.
Первые пять серийных вертолётов поступили в учебный центр армейской авиации в Витебро в октябре 1990 года для проведения Эксплуатационных испытаний и переподготовки экипажей. Всего, до приостановки поставок в 1992 году, армия Италии успела получить 45 вертолетов A.129. Сокращение военных расходов заставило урезать многие программы закупки вооружения и военной техники. Одновременно армия Италии пересмотрела требования к противотанковому вертолету — теперь от него требовалась способность решать более широкий круг задач. Необходимость в такой машине особенно остро выявил опыт участия вертолётов A.129 «Mangusta» в международных операциях сил ООН в Сомали в 1992-1994 годах.
Штатное вооружение боевых вертолётов A.129 «Mangusta» предназначено, в первую Очередь, для борьбы с танками. Вертолёт способен нести до восьми ПТУР TOW-2A,52 неуправляемые ракеты калибра 70 мм или более крупные НАР SNIA-BPD Medusa кали6ра 81 мм. Также возможна подвеска контейнеров с 12,7-мм пулеметами. Пилот (он же командир экипажа) располагается в задней кабине, оператор вооружения — в передней. Оба члена экипажа снабжены нашлемными дисплеями Honeywell IHADS. Перед кабиной смонтирован прицел Saab HeliTOW, предназначенный для наведения ПТУР TOW и включающий оптический канал высокого разрешения и лазерный дальномер/целеуказатель. Поп ним смонтирована инфракрасная система обзора передней полусферы HIRNS. Система HIRNS позволяет лётчику уверенно пилотировать вертолёт в условиях плохой видимости.
Большинство бортовых систем вертолёта - навигация, связь, система управления вооружением «завязаны» в единый комплекс четырехканальной цифровой шиной данных с системой управления информацией IMS. Использование системы IMS позволило автоматизировать многие процессы и резко сократить число органов управления, В настоящее время производство вертолёта A.129 «Mangusta» под обозначением AW129 осуществляет фирма «Agusta-Westland». Армия Италии получила 15 последних заказанных ею вертолётов в модернизированном виде, со многими доработками, внедренными на варианте A.129 International. Находящиеся на вооружении вертолёты должны были пройти модернизацию до окончания 2008 года. Сейчас армия Италии проявляет интерес к новому варианту A.129 Mangusta СВТ (Combatlimento).
Вертолёт AW129 «Mangusta» выполнен по одновинтовой схеме с рулевым винтом. Фюзеляж типа полумонокок, передняя часть выполнена из алюминиевых сплавов; носовой обтекатель, хвостовая балка с килем, гондолы двигателей, шпангоуты кабины и панели для обслуживания - из КМ. Центральная часть имеет обшивку из панелей слоистой конструкции с сотовым заполнителем. Кабина экипажа двухместная, имеет расположение сидений тандемом и снабжена двумя раздельными фонарями: для летчика, сидящего сзади, и второго лётчика-стрелка, сидящего спереди. Сиденье летчика приподнято относительно сиденья лётчика-стрелка. Остекление кабины экипажа обеспечивает хороший боковой и передний обзор, необходимый для полетов на предельно малых высотах. Панели остекления кабины с целью уменьшения бликообразования выполнены плоскими.
Фюзеляж имеет небольшую площадь миделевого сечения и может выдерживать попадание пуль калибром 12.7 мм. Для аварийного покидания вертолета экипажем предусмотрены сбрасываемые боковые панели. Конструкция фюзеляжа рассчитана на обеспечение безопасности при аварийной посадке в соответствии с военными стандартами США MILSTD-1290 (вертикальная скорость 11.2м/с). Применение КМ в конструкции фюзеляжа достигает 45% массы. В средней части фюзеляжа установлено съемное крыло малого удлинения размахом 3.2м, с двумя пилонами с каждой стороны для подвески вооружения. Конструкция крыла выполнена из КМ. Хвостовое оперение состоит из стреловидного киля и нижней килевой поверхности, используемой для крепления хвостового колеса, и поворотного стабилизатора, крепящегося в середине хвостовой балки. Все поверхности хвостового оперения выполнены КМ.
Несущий винт четырехлопастный, с шарнирным креплением лопастей. В конструкции втулки использованы эластомерные подшипники. Все механические соединения и подвижные части расположены внутри корпуса втулки и вала несущего винта, который установлен на подшипниках, не требующих смазки. Лопасти несущего винта прямоугольной формы в плане. Лонжерон лопасти выполнен из стекловолокна и кевлара. Носок и хвостик лопасти имеют слоистую конструкцию с использованием заполнителя номекс, а обшивка выполнена из КМ. Лопасти могут выдерживать попадание пуль калибром 12.7мм. Несущий винт имеет низкий уровень вибраций и рассчитан на перегрузку от +3,5 до -1. Окружная скорость концов лопастей 210м/с. Рулевой винт двухлопастный, полужесткий, крепится с левой стороны в верхней части вертикального оперения. Конструкция втулки с косыми ГШ и эластомерными подшипниками. Лопасти выполнены из КМ. Шасси неубирающееся, трехопорное, с хвостовым колесом. Главные опоры имеют гидравлические амортизаторы. Конструкция шасси и кресел обеспечивает уменьшение перегрузки при ударе от 50 до 20g.
Силовая установка AW129 «Mangusta» состоит из двух турбовальных ГТД Rolls-Royce Gem Mk.1004D, расположенных в гондолах по бокам фюзеляжа. Мощность каждого ГТД: максимальная продолжительная 615 кВт, максимальная чрезвычайная (в течение 2.5 мин) 704 кВт, максимальная аварийная (в течение 20с) 759кВт. Длина двигателя 1.1 м, ширина 0.575 м, высота 0.596 м. Сухая масса двигателя 140кг. Сопла снабжены устройствами для снижения ИК-излучения и уровня шума. Трансмиссия включает главный редуктор с двумя раздельными каналами передачи мощности. Такая конструкция предотвращает одновременное повреждение обоих каналов. При отказе маслосистемы трансмиссия может продолжать работу в течение 30 мин. ТУстановлены две взаимозаменяемые автономные топливные системы, протектированные топливопроводы и топливные баки, выдерживающие ударные нагрузки. Предусмотрено заполнение баков пеной для предотвращения пожара. Заправка баков производится под давлением. Имеется электронная цифровая система управления подачей топлива. Предусмотрена установка дополнительных топливных баков на внутренних подкрыльевых узлах подвески.
Система управления гидравлическая, дублированная, имеет три главные системы для управления полетом и две независимые для управления тормозами несущего винта и колес главных опор. Главные системы с давлением 20.8МПа приводятся от трех независимых источников мощности: две из них объединены и приводятся от главного редуктора, а третья приводится от редуктора рулевого винта. Расход жидкости в каждой из главных систем 23.6л/мин. Исполнительные механизмы электрической системы стабилизации и автопилота совмещены с блоками гидравлической системы управления, электрическая проводка системы управления имеет тройное резервированние. Предусмотрена защита механической проводки управления от повреждений, столкновения с проводами и обледенения за счет размещения тяг управления и автомата-перекоса внутри канала, окружающего вал несущего винта. Предусмотрена установка электродисганционной системы управления рулевым винтом.
Установлена цифровая мультиплексная система передачи данных IMS, обеспечивающая взаимосвязь между всеми системами электронного оборудования, включая радио и навигационное, распределение электроэнергии и управление силовой установкой, функционирование систем управления полетом и повышение устойчивости, а также управление вооружением. Система IMS управляется с помощью двух центральных независимых ЭВМ с двумя интерфейсами, на которые поступают сигналы от датчиков и электронного оборудования, преобразуемые в соответствии с требованиями MIL 1553B и передаваемые в центральную ЭВМ в реальном масштабе времени. Обработанная информация передается летчику и стрелку на многофункциональные дисплеи. Для управления навигацией ЭВМ система IMS связана с доплеровской РЛС и радиовысотомером. Усовершенствованное связное и навигационное оборудование обеспечивает эксплуатацию в условиях плохой видимости и ночью. ИК-система ночного видения летчика соединена с системой ночного видения FLIR для управления огнем и имеет общие датчики в носовой части вертолета. В бортовое электронное оборудование входит комбинированная активная и пассивная система самозащиты: приемник предупреждения о радиолокационном облучении, автомат для разбрасываная дипольных отражателей, передатчик помех.
Вооружение крепится на четырех узлах подвески под крылом: два задних узла, рассчитанные на подвеску груза массой по 300кг, и два внутренних узла, рассчитанные на подвеску груза массой по 200кг. Все узлы имеют шарниры, обеспечивающие их отклонение от 2 до 10°. Для противотанковых операций вертолёт AW129 «Mangusta» будет вооружен 8 ПТУР М-65 «Toy» и снабжен прицелом с лазерным дальномером и системой ночного видения FLIR. Для действий по наземным целях вертолет может нести до 52 НАР калибром 70мм в четырех подвесных контейнерах. Предусматривается также установка 6 ПТУР «Хеллфайр» с лазерной системой наведения и прицела Мартин-Мариетта модульной конструкции, монтируемого на валу несущего винта. Возможна также установка пулеметов калибром 7.62 мм или 12.7 мм или пушки калибром 20 мм в контейнерах. Для действий по воздушным целям возможна установка ракет класса «воздух-воздух» AIM-91 «Сайдуиндер», Матра «Мистраль», «Джевлин» или «Стингер».
Технические характеристики AW129 «Mangusta»
Экипаж, чел 2
Диаметр несущего винта, м 11.90
Диаметр рулевого винта, м 2.24
Длина,м 12.275
Высота ,м 3.315
Масса, кг
- пустого снаряженного 2529
- нормальная взлетная 3700
- максимальная взлетная 4100
- топлива 750
Тип двигателя 2 ГТД Piaggio (Rolls-Royce) Gem Mk 1004D
Мощность, кВт
- при взлете 2 х 704
- при полете 2 х 615
- пиковая (20 с) 2 х 759
Максимальная скорость, км/ч 315
Крейсерская скорость, км/ч 250
Практическая дальность, км 600
Прдолжительность полета, ч мин
- максимальная 3.00
- боевая (с 8 ПТУР) 1.30
Скороподъемность, м/мин 655
Практический потолок, м 6500
Статический потолок, м 3750
Вооружение: один 12.7-мм пулемет
боевая нагрузка — 1200 кг на 4 узлах подвески:
8 ПТУР BGM-71 TOW или HOT или 6 AGM-114 Hellfire,
2 контейнера FN ETNA HMP с 12.7-мм пулеметом FN-M3P
и 250 патронами или
2 ПУ HL-7-70 7х70-мм или HL-19-70 19х70-мм
или с 81-мм НУР.
Вертолёт Agusta-Westland AW129 «Mangusta» (Италия)
голосов: 2, средний рейтинг: 5.00