Экспериментальный самолёт Saab-210 «Draken» является первым в Швеции самолетом с двойной стреловидностью крыла. Он был построен главным образом с целью исследования на малых скоростях аэродинамических характеристик необычного треугольного крыла. В конце 1940-х гг. авиастроительная фирма «Свенска аэроплан» (SAAB) получила задание построить истребитель, способный осуществлять перехват бомбардировщиков, летящих с околозвуковой скоростью. Предполагаемый истребитель должен был иметь сверхзвуковую скорость полета и по желанию военных эксплуатироваться с небольших аэродромов. Следовательно, такой истребитель, кроме большой скорости, должен был иметь взлетно-посадочные характеристики, как у дозвуковых машин.
Главные конструкторы фирмы Ларс Бризинг и Эрик Братт пришли к заключению, что наилучшие результаты для выполнения этих противоречивых условий даст применение схемы «бесхвостка» с тонким треугольным крылом малого удлинения. Требовалось построить самолет легкий по конструкции, с очень малым волновым сопротивлением и небольшой нагрузкой на крыло. Конструкторы решили установить на истребителе крыло переменной стреловидности, у основания оно имело угол наклона около 80°, а примерно на полуразмахе стреловидность уменьшалась до 57°. Таким образом, крыло как бы состояло из двух треугольников, вписанных один в другой. Такая форма крыла получила название «двойная дельта». Крыло с двойной стреловидностью имеет больше преимуществ, чем недостатков. Оно обладает большей подъемной силой, чем треугольное, на посадке самолета. На дозвуковой скорости главным источником подъемной силы служат внешние части крыла, а при сверхзвуковой скорости вытянутая вперед корневая часть начинает генерировать направляющую вверх силу, удерживая тем самым аэродинамический фокус от сдвига назад. Недостатком такой схемы крыла является сложность изготовления. Впервые такое крыло с двойной стреловидностью было применено в Японии конструктором X. Кимура на бесхвостном планере KU-3 в 1940 г.
Чтобы построить такой истребитель с таким крылом, нужно было проверить на практике, как оно работает. Для этих целей был построен опытный реактивный самолёт Saab-210 «Draken» («Дракон»), По схеме он представлял собой уменьшенную вдвое по размаху копию будущего истребителя. Первоначально на опытной машине воздухозаборники находились вблизи носовой части фюзеляжа, однако в дальнейшем, в процессе испытаний, их перенесли в основание крыла на уровень переднего стекла фонаря кабины. Для изменения центровки в полете на самолете имелась система перекачки жидкости между балансировочными баками в носовой и хвостовой части фюзеляжа. Основные стойки шасси могли быть передвинуты вперед или назад с целью изменения стояночного угла самолета. Несмотря на небольшие размеры, кабина имела катапультируемое сиденье.
Первый полет самолёт Saab-210 «Draken» с двигателем «Адлер» тягой 480 кгс совершил 6 декабря 1951 г., пилотировал машину летчик-испытатель фирмы Б. Олув. За год было сделано свыше ста полетов. Несмотря на небольшую мощность двигателя, самолет мог развивать скорость 650 км/ч, как у лучших истребителей периода Второй мировой войны. Взлетно-посадочные характеристики самолета оказались вполне приемлемыми. Самолет нес большой комплект испытательного оборудования. Он стал большим достижением шведских конструкторов, которые первыми довели экспериментальную машину с таким крылом до полета, а затем и на новой серийной машине J-35 «Draken».
Тактико-технические характеристики самолёта Saab-210 Draken
Экипаж, чел. 1
Двигатель, тип х кол. ТРД х 1
Марка, фирма «Адлер» A.S.A.1, «Армстронг-Сиддли»
Тяга, кгс 480
Размах крыла, м 4,88
Длина самолета, м 9,1
Площадь крыла, м 13,0
Экспериментальный самолёт Saab-210 Draken (Швеция)
голосов: 1, средний рейтинг: 5.00