«… 21 октября 1944 года патрульная корабельная группа СФ была атакована двумя эскадрильями Ю-288, подошедшими с зюйд-оста на высоте порядка 100-150 м. Дежурное звено И-316 выйдя на встречный курс, произвела залп НУРСами с дистанционным взрывателем. Реактивные снаряды взорвались в строю противника. Сразу же вспыхнули несколько «юнкерсов». Прикрывая своих подопечных, на дежурное звено с двух сторон насели две четверки Та-152В, стараясь оттеснить советские истребители от тяжелого авианесущего крейсера «Фрунзе». Уклонившись от атаки боевым разворотом, «316-тые» с полубочки, походя, смахнули с неба ведомого последней пары «фокеров» и со снижением обрушили огонь своих крупнокалиберных пулеметов на ведущего оставшейся группы топмачтовиков. Бронестекло кабины не выдержало встречи с 14,5-мм снарядами, лопнуло облаком алмазных брызг, и головной Ю-288, медленно перевернувшись грязно-голубым брюхом вверх, рухнул в холодные воды Баренцева моря. …»


Собственно, И-316 трудно назвать полноценным истребителем, да и вообще боевым самолетом. Своим появлением он обязан малому ресурсу первых реактивных двигателей и олицетворял собой желание командования ВВС и «рыбку съесть и на паровозе покататься», то есть получить что-то весьма и весьма похожее на реактивный истребитель и пригодное для подготовки летчиков к новой технике. Но при этом не требующее замены мотора после десятого учебного вылета. А поскольку все «серьёзные» фирмы уже занимались приклёпыванием люлькинского ТРД к своим серийным машинам, то сомнительная честь создания псевдореактивного учебного аппарата досталась вернувшемуся в феврале 1943 года из очередной германской командировки Н.Н. Поликарпову.
Необходимость имитации реактивного полета привела к установке на машину мотокомпрессорного двигателя на основе спарки дефорсированных до 750 л.с. моторов М-62. Воздушный винт отсутствовал. Вместо него в носовой части фюзеляжа располагался двухканальный воздухозаборник, за которым стоял пятиступенчатый осевой компрессор низкого давления диаметром 1300 мм с направляющим аппаратом, приводимый во вращение звездообразным мотором М-62. После этого компрессора воздух обтекал цилиндры обоих моторов, нагреваясь о них. Второй М-62 обеспечивал работу компрессора высокого давления. Общая степень сжатия соответствовала ∑=1,4 — 1,5. Дополнительный нагрев давали выхлопные газы, смешиваясь с которыми воздух поступал непосредственно в камеру сгорания в хвостовой части фюзеляжа. В качестве горючего для реактивного двигателя использовали тот же бензин, что и для поршневого мотора. Он впрыскивался в «топку» (по терминологии тех лет) через форсунки-испарители и воспламенялся запальными свечами. Расчетная температура горения бензо-воздушной смеси определялась равной 1500°С. Реактивная тяга регулировалась подачей бензина, и оборотами приводных моторов. Время полета полного моторного полета составляло 20-27 минут.


подачи бензина в камеру сгорания создававшаяся реактивная тяга за счет использования тепла от охлаждения моторов и тепла их выхлопных газов в зоне высокого давления обеспечивала скорость полета до 495 км/ч и время полета порядка двух часов. Испытательные полеты показали, что после набора указанной скорости она продолжает изменяться с увеличением, но исключительно с низкой динамикой. Пробная 45 минутная площадка позволила набрать еще порядка 90 км/ч в горизонтальном полете. Что практического интереса не представляло.


Машина отличалась высокой степенью механизации крыла и неплохой горизонтальной маневренностью. А скромные габаритные размеры и прекрасные взлетно-посадочные характеристики вызвали интерес и у командования ВМФ.
Модификация И-316
- Размах крыла, м 10.00
- Длина, м 9.05
Масса, кг
- пустого самолета 3000
- максимальная взлетная 4400
- топлива 1000
- в перегрузку – два подвесных бака по 180 л.

Тип двигателя ВРДК-2М62Д
Тяга, кгс 1150
Максимальная скорость, км,/ч
- у земли 634
- на высоте (5000-7000м) 775
Скороподъемность, м/мин 730
Практический потолок, м 13000
Экипаж, чел 1
Вооружение: четыре 14,5-мм пулемета БМ (Березин модернизированный). 160 снарядов на ствол. Четыре НУРС-100 или две ФАБ-100.

Сделано в СССР. Почти как настоящий
голосов: 3, средний рейтинг: 5.00
Очередная альтернативная история от альтернативно одаренного «историка»?
Пулемет Березина имел калибр 12,7 мм.Пушка Березина — 20 мм. Калибр 14,5 применялся в ту пору только для ПТР.
Неточность в описании оружия вами замечена, но вот заметили ли вы, что сам самолет не то, чтобы неточно описан, а просто никогда не существовал?