Донской подчеркнул, что решение о присоединении анклава окончательное и не подлежит пересмотру. «Решение комиссии, согласно конвенции о континентальном шельфе, является безоговорочным. Обратного действия оно не имеет», — пояснил он.
По словам Донского, теперь на анклав полностью распространяется российская юрисдикция. «Все ресурсы, которые будут там обнаружены — все будет добываться исключительно в рамках российского законодательства», — отметил министр.
Как уже было сказано главой Минприроды, прибавится и экономических выгод. По расчётам «Роснефти» в общей сложности на шельфе содержится 2 трлн. кубометров газа и 1,1 млрд. тонн нефти.
Заявка России на расширение континентального шельфа в Арктике будет готова осенью. Время подачи заявки в Комиссию ООН по границам континентального шельфа зависит от того, как будут выстраиваться претензии на анклав в Арктике других стран.
«Окончательно заявка должна быть подготовлена осенью этого года. А подача — это дипломатическое решение, которое очень связано с множеством других аспектов, в том числе с тем, каким образом и что будут представлять наши коллеги», — сказал министр.
Он напомнил, что заявки на северные территории готовят пять стран, непосредственно соприкасающихся с Арктикой — помимо РФ, это США, Канада, Норвегия и Дания.
«Есть вопросы и мы их стараемся решить. Все страны заинтересованы в том, чтобы выстроить такие взаимоотношения, чтобы территории шельфа соответствовали морской конвенции», — отметил министр.
Россия уже пыталась отстоять свое право на анклав в Северном Ледовитом океане, который будет включать подводный хребет Ломоносова, в 2001 году. Спустя три года заявка РФ, которая также касалась участка в Охотском море, была отклонена комиссией ООН. После этого было принято решение добиваться присоединения этих территорий по отдельности.
Свои претензии на Арктику РФ основывает на Конвенции ООН по морскому праву, которая позволяет расширять 200-мильную экономическую зону государств при условии, что морское дно за ее пределами является естественным продолжением окраины материка. Интерес государств к северным морям обусловлен тем, что под их дном, по мнению геологов, может находиться около 30 процентов неразведанных запасов природного газа и 15 процентов нефти.
Конвенция ООН по морскому праву определяет континентальный шельф как естественное продолжение окраины материка прибрежного государства, однако при этом устанавливает ограничение в 200 морских миль (370 километров). Между тем шельф не считается территорией страны, однако никакое другое государство не вправе осуществлять юрисдикцию в отношении данного участка. Все, что находится уже за пределами 200 миль, – район международного морского дна.
Что касается Охотского моря, то оно со всех сторон окружено территорией России, за исключением юга, где находится японский остров Хоккайдо. Именно из-за него обширная морская территория считалась частью Мирового океана. Россия претендовала на признание Охотского моря частью континентального шельфа еще в 2001 году, однако тогда ООН отклонила заявку, посчитав представленные доказательства недостаточно убедительными. Эксперты попросили российскую сторону провести более тщательное исследование и собрать дополнительные научные данные в обоснование своей позиции. Другой причиной отказа стала Япония, которая также выступила против притязаний России.
В течение десятилетия исследователи брали пробы грунта дна, сопоставляли образцы с теми, что были взяты с континентального шельфа, и проводили геолого-формологический анализ, пишет газета «Взгляд». Уладить конфликт удалось и с Японией, после чего была подана еще одна заявка в августе 2013 года. В результате повторной оценки представленных данных у подкомиссии «не осталось сомнений в обоснованности российского представления», говорится в сообщении ведомства.
По данным геологоразведки, глубины Охотского моря богаты углеводородами, металлами и другими полезными ископаемыми. Эта территория важна также и с точки зрения рыболовного производства. «Сейчас там происходит практически хищническая ловля, зачастую просто потому, что мы не имеем международных рычагов, чтобы это как-то ограничить. Потому что формально это часть Мирового океана», – сообщил в интервью«Голосу России» заместитель министра природных ресурсов Денис Храмов.
Вот как это было:
Радиограмма с моря. “25.01.92. В настоящее время в центральной части Охотского моря работают около 80 единиц иностранных судов. Пользуясь отсутствием контроля с нашей стороны, иностранный флот в ночное время, в условиях ограниченной видимости ведет промысел в нашей экономической зоне. Его уловы нередко составляют до 200 тонн минтая в сутки… По поручению 240 экипажей добывающих и обрабатывающих судов председатель совета капитанов Ю. Коротеев”.
Похожие телеграммы в российское правительство приходили с Охотского моря сотнями. Рыбаки требовали от государства действенных мер по пресечению хищнического промысла минтая иностранцами. Но в Москве в это время отбивались от чемоданов Руцкого с компроматом, делили политическое влияние и служебные кресла. А Охотское море было так далеко от Садового кольца…
Результат подобного “отключения” государства от насущных экономических проблем получился плачевным. По данным заведующего сектором Охотского моря лаборатории дальневосточных морей ТИНРО-центра Анатолия Смирнова, биомасса минтая в 1991-1992 годах снизилась в 2-2,5 раза. Уловы в сутки по сравнению с 1990 годом уменьшились на 20-30 процентов. Ученый прямо говорит, что “одной из причин столь резкого снижения запасов минтая наряду с естественными явился интенсивный промысел в нейтральных водах, поскольку суммарный вылов минтая Польшей, Южной Кореей и Китаем, особенно в 1992 году, был сопоставим с российским, что и привело к превышению общего допустимого улова в 2 раза”.
Справка “В”. По официальным данным, в 1992 году выловлено в нейтральных водах Охотского моря 1283 тысячи тонн минтая. Польша — 210,5 тыс. тонн, Южная Корея — 206,5 тыс. тонн, Китай — 172,3 тыс. тонн, Россия — 108,7 тыс. тонн.
Охотское море, несмотря на все его богатства, все же не бездонная бочка и долго такой пресс выдержать не могло. И Верховный совет РФ, несмотря на сопротивление министерства иностранных дел, объявляет в 1993 году мораторий на промысел в центральной части Охотского моря.
Письмо в Москву. “25.03.99. Президенту РФ Б.Н. Ельцину. Год назад я вынужден был обратиться к Вам по проблеме разграбления иностранным флотом рыбных богатств Охотского моря. К сожалению, ситуация не изменилась. И сегодня расхищение национальных ресурсов России продолжается. Мы считаем, что обеспечение нормального контроля за деятельностью иностранного флота может быть осуществлено в первую очередь за счет увеличения российской экономической зоны с 200 до 250 миль либо объявления Охотского моря внутренним морем России, что фактически соответствует его статусу, но до сих пор не оформлено юридически. Национальные интересы России требуют незамедлительного решения проблемы статуса Охотского моря как действительно российского моря. Губернатор Приморского края Евгений Наздратенко”.
На два письма, отправленных в адрес президента, губернатор Приморья получил и два ответа. Первый — с кафедры международного морского права Военно-морской академии им. Кузнецова, в котором Наздратенко растолковали, что его “просьба с правовой стороны несостоятельна и имеет антинациональную направленность”. Второй ответ подписал по поручению президента заместитель министра иностранных дел г-н Средин, еще раз объяснив “непонятливому” губернатору, что Охотское море не является внутренним водоемом нашей страны и что российским правительством принимаются все возможные меры для регулирования промысла, который ведут иностранные суда.
В то же время центральная часть моря слабо изучена, и для получения достоверных оценок углеводородного потенциала требуется проведение новых геологоразведочных работ, пишут «Ведомости» со ссылкой на слова главного геолога Росгеологии Алексея Соловьева.