Глядя на картины футуристов и визионеров прошлого, скажем, рубежа XIX и XX веков, мы невольно улыбаемся кажущейся наивности авторов. Многоэтажные каменные дома, небо забито каркасными деревянными аэропланами, пространство между небом и землей заполнено многоуровневыми железными дорогами на эстакадах, по которым ходят старомодные паровозы, а на улицах в жутком беспорядке столпились ретроавтомобили. Мы не видим ничего из этого вокруг. Поезда в больших городах стали электрическими, их спрятали под землю или так и оставили на земле, в небе над городом не так уж часто появляются совсем другие, чем на картинках – металлические – машины: самолеты и вертолеты; многоуровневые эстакады больше подошли для автомобилей, совсем другого вида и другого качества, движущихся по строгим правилам. При всей непохожести футуристических картинок на реальность сегодняшней городской жизни такие неточные прогнозы создают идейный бульон, из которого потом выкристаллизовывается реальность.
Идея идеального города будущего волновала людей давно. Достаточно вспомнить образ Небесного Иерусалима из Откровения Иоанна Богослова, где город описывается как куб со стороной 12000 стадий: «Город был чистое золото, подобен чистому стеклу». Небесный Иерусалим – запредельная для земной жизни цель, на этой земле неосуществимая, но сам образ будущего града не раз повторен в храмах и монастырях Средневековья: аббатство Мон-Сен-Мишель во Франции, храм Василия Блаженного в России. В Новое Время идея идеального города все больше стала смещаться из области несбыточного на земле в область осуществимого человеческими силами. Первая попытка построить идеальный город-сад была осуществлена Клодом Николя Леду в XVIII веке во Франции, и до конца так и не была доведена. В начале XX века многим архитекторам, в том числе Ле Корбюзье, тоже показалось, что именно они создадут идеальные города для идеального общества. Сегодня мы разочарованно смотрим на плоды их трудов, но идея совершенствования городской среды становится все более актуальной под натиском реальности.
Рост населения Земли, урбанизация, усложнение производственных процессов, экономических отношений, осложнение экологической обстановки, социально-психологические и транспортные проблемы показывают, что современный город находится на пределе своих возможностей удовлетворять потребности населения. Современный малый город не способен дать разнообразия возможностей, необходимых для сохранения активного молодого населения, он пустеет. Мегаполисы, напротив, привлекая возможностями все большие массы людей, все хуже справляются со своими городскими функциями. Жители мегаполисов задыхаются от газов, одиночества, стрессов и конфликтов, психических расстройств, недостатка времени и сил на преодоление огромных расстояний. Большой город, априори лишенный преимуществ малого, теперь теряет и свои собственные. В разных уголках планеты вопрос стоит по-своему: в Голландии просто не хватает места для жизни и производства, и его отвоевывают у моря, в Мексике тяжелые транспортные проблемы, Россия отчаянно нуждается в возрождении сотен городов от Черного моря до Камчатки для удержания гигантских пустеющих пространств. Поэтому разработка новых форм расселения людей, новых принципов построения городского и – шире – обитаемого пространства – не праздные разговоры, а суровая необходимость.
Ясно, что практически любой из существующих и разрабатываемых ныне проектов города будущего – это лишь приблизительное видение будущего «через мутное стекло». Многие из этих проектов обогатят реальность городской среды лишь какими-то отдельными элементами или принципами, но в целом так и останутся утопическими. К действительному образу города будущего близкими окажутся самые реалистичные проекты, которые впитают элементы других, более затратных и фантастических. Как уже было в истории градостроительства, воплощение получит не одна идея, а целый букет идей, обогащающих друг друга и причудливо преломляющихся сквозь призму реальности. Наполнять жизнью будущее обитаемое пространство предстоит каждому; каким оно будет, зависит от каждого из нас. Рассмотрим некоторые концепции городов будущего.
Зеленый город
Реальность настоящего момента как будто сама подталкивает задать вопрос: может ли город вместо того, чтобы эксплуатировать окружающую среду, потребляя сырье и выбрасывая в нее вредные отходы, наоборот, культивировать природную среду, полностью перерабатывая свои отходы и возобновляя потребляемые ресурсы? Вопрос открыт, и окончательный ответ на него даст время. Однако концептуальные проекты таких «зеленых» городов уже существуют. Это самодостаточный город, который сам вырабатывает необходимую ему энергию из возобновляемых источников, таких как солнечный свет, ветер, органические отходы, геотермальная энергия, рассеянное тепло; имеет собственное сельское хозяйство в вертикальных фермах-небоскребах, на крышах домов и в парках. Такой город должен быть спроектирован на принципах пассивной архитектуры, когда климатический комфорт достигается соответствующим месту расположением улиц и домов, учитывающим местные преобладающие ветра, особенности рельефа и солнечного освещения. Это позволяет свести к минимуму специальные технические средства для поддержания пригодного климата, возложив их функции на умно построенные и верно расположенные стены.
Размеры таких городов невелики и рассчитаны на пешеходов, велосипедистов и экологически чистый общественный транспорт. Это позволяет отказаться от лишних неэкологичных средств передвижения и экономит время и здоровье людей. Фасады домов озеленены, высотные дома покрыты кустами и деревьями на всю высоту и несут на себе сады с могучими деревьями. Несколько проектов такого рода уже на стадии осуществления. Это город Масдар, возводимый с нуля в пустыне Абу-Даби и город Альмере, полностью стоящий на отвоеванной у моря территории, в Голландии. В России «зеленые» города пока существуют в проектах Общества биотехнологов России под руководством Раифа Васильева.
Город-дом
Современные технологии позволяют строить здания столь внушительных объемов, что в них может уместиться население целого города. Так почему бы не попробовать разместить весь сложный городской организм в стенах одного гигантского дома? Подобные города и поселения, слитые в единый монолитный объем, существовали в древности на Ближнем Востоке, в каком-то смысле к такому типу поселений можно отнести плотно застроенные замки и города Средневековья, ту же концепцию выражает и образ Небесного Иерусалима, города-храма, воплощенный в многоглавых русских храмах.
Сегодня существует множество подобных проектов: это и распластанные по земле ярусные цитадели, и города-небоскребы. Последние по понятным причинам особенно актуальны в перенаселенных странах Азии. В таком городе жилые и рабочие ярусы перемежаются с парками, техническими и хозяйственными ярусами. Сразу два таких проекта затеяла японская корпорация «Takenaka». Больший из них – километровой высоты Sky City («Небесный город») – может стать кровом для тридцати шести тысяч человек и рабочим местом еще для ста тысяч. В таком небоскребе предусмотрено все для полноценной жизни без необходимости покидать его: школы, парки, магазины, рестораны, театры, больницы, офисы. Ясно, что в таких зданиях возникнут обособленные субкультуры, ведущие специфический образ жизни.
По мнению авторов, сооружение подобных зданий возможно уже сегодня и в случае применения качественных материалов, такой город простоит около пятисот лет. В России проектами городов-домов занимается архитектор Сергей Непомнящий, предложивший несколько концепций, в том числе 75-этажный город «Рождение Венеры» и распластанный по ландшафту в виде гигантской шайбы «Блин-город».
Плавающий город
Пример – проект «Lilypad» – плавучий экополис для климатических беженцев, нечто вроде Ноева Ковчега. Название образовано от английских слов «lily» – «лилия» и «pad» – «жилище», что соответствует и внешнему образу, и внутренней структуре плавучего города. Автор концепции – французский архитектор Венсан Каллебо. Плавучее поселение имеет двойную оболочку, состоящую из полиэфирного волокна и слоя диоксида титана, который под воздействием ультрафиолета очищает воздух. Оно рассчитано на пятьдесят тысяч человек, беженцев от последствий глобального потепления, и представляет собой огромный круглый в плане корабль, напичканный всевозможными «зелеными» технологиями. Солнечные батареи, приливные электротурбины, ветрогенераторы, различные системы очистки и опреснения воды, собственные фермы, полностью обеспечивающие город продовольствием. В центре «лилии» – резервуар для сбора дождевой воды, погруженный в океан и стабилизирующий плавучий город.
Круглое сооружение имеет по периметру три здания-возвышенности, склонами обращенные внутрь, как воронка, образующие искусственный ландшафт и организующие водосток. Поверхность резервуара, обращенная к океану, представляет собой плантации морских растений, там же расположено жилье и исследовательские лаборатории. Плантации расположены и в других частях плавучего острова. Город задуман как гармоничная составляющая экосистемы, находящаяся в симбиозе с окружающим океаном, очищающая его от вредных продуктов деятельности человека. На сегодняшний день проект существует только как концепция и не проработан детально.
Задумка при всей красоте трудноосуществима. Ее радикальность и дороговизна отпугивает инвесторов, и автор проекта считает возможным массовое строительство таких городов лишь начиная с середины XXI века.
Аэротрополис
Это город, организованный вокруг центра авиационного сообщения, аэропорта. Подобные города уже формируются естественным образом в Европе и Юго-Восточной Азии. Многие крупные аэропорты, как правило, удаленные от обслуживаемого города, настолько обросли вспомогательной инфраструктурой, офисами, отелями, торговыми центрами, что уже сегодня становятся структурными ядрами целых самостоятельных поселений. Сторонники концепции аэротрополиса склонны считать это не просто расширенным вариантом аэропорта, а новой формой городского поселения. Самым ярким на сегодняшний день примером подобного города можно считать Франкфурт-на-Майне в Германии. Не случайно именно здесь в мае 2007 года была проведена первая международная конференция «Аэропорт-сити как международный ключ к региональному экономическому развитию». Автор и активный пропагандист концепции аэротрополиса, директор Института частного предпринимательства при Университете Северной Каролины Джон Кассарда представляет ее как логическое продолжение развития городов. По его словам, аэропорты являются пятой волной изменений в транспортной инфраструктуре. Эти волны и определяли пути развития городов в течение последних трех столетий: сначала это были морские порты, затем каналы и реки, затем акцент переместился на сухопутные коммуникации – железные дороги, автомагистрали. Транспортом ХХI века, как считает Кассарда, станет авиация, и именно от близости к аэропортам будет зависеть благосостояние того или иного города. Поэтому Кассарда и предлагает не выносить аэропорты подальше от города, а формировать городские центры вокруг аэропортов.
Трансполия
Это линейный город, вытянутый вдоль сложной транспортной и инфраструктурной магистрали. По структуре трансполия напоминает вытянутую вдоль тракта деревню: по обеим сторонам дороги расположены дома, хозяйственные постройки и дворы, за домами расположены приусадебные участки, огороды, плавно переходящие в поля и естественную природную среду. Структура трансполии намного сложнее, но принцип пространственного зонирования тот же самый. Вытянутые вдоль магистрали функциональные зоны по мере удаления от нее становятся все более экологически чистыми и плавно переходят в естественную природную среду. Инфраструктурная магистраль представляет собой сложное переплетение самых разных коммуникаций: высокоскоростной пассажирский и грузовой транспорт, газо- и нефтепроводы, участки водных артерий, линии электропередач и информационные сети. Вблизи инфраструктурной магистрали располагаются обслуживающие ее предприятия и сооружения, электростанции, заводы и все, что можно отнести к сфере промышленности. Следующая зона – деловая и торговая, где расположены деловые, административные и офисные кварталы. Далее расположена жилая зона, состоящая главным образом из средне- и малоэтажных домов, причем по мере удаления от оси-магистрали этажность понижается и появляются усадебные кварталы. Затем приходит черед сельскохозяйственных угодий, гармонично переходящих в рекреационные зоны и природные заповедники. Это упрощенная схема, которая в жизни усложнится конкретными условиями и задачами, зоны будут пересекать одна другую, магистраль перекроют гигантские зеленые мосты с посаженными деревьями.
Концепция трансполии вдоль Транссибирской магистрали была предложена архитекторами И. Лежавой и М. В. Шубенковым. По мнению авторов, подобный линейный город станет структурным хребтом России и сделает необъятные пространства России прибыльными, а не убыточными, как сегодня. Усиление и расширение Транссиба и применение сверхскоростного транспорта будущего позволят сделать путешествие или доставку грузов из Европы на Дальний Восток быстрыми и удобными, превратив Россию в ключевого игрока трансазиатских перевозок. По мысли авторов концепции, такая революционная реанимация Транссиба укрепит территориальную целостность России, даст людям возможности лучшей жизни путем организации новых рабочих мест для обслуживания магистрали и расселения в районах усадебной урбанизации. Общая ширина трансполии не будет превышать 15-20 километров, а вокруг будут созданы природные заповедники, что обеспечит благоприятную экологию трансполии. Такая суперструктура сочетает преимущества и городской, и сельской жизни. С одной стороны, близость к высокоскоростной транспортной артерии, способной за несколько часов перенести на тысячи километров, современные коммуникации и сопряженные с этим деловые и бытовые преимущества, с другой – доступность природной среды.
Поместная урбанизация
Это урбанизация принципиально нового типа, представляющая новую цивилизацию, новый образ городской жизни. Такая урбанизация предполагает формирование особой усадебной городской ткани, связанной с транспортными путями и сочетающей в себе преимущества собственного сельского дома и городские удобства и вспомогательную технику. Усадебный тип урбанизации является исконно русским и составляет своеобразие русского города. Характерна слитность города со страной, невыделенность его тела в общем окружающем ландшафте, в отличие от четко выделенного из окружающей среды города западноевропейского типа. По мысли Юрия Крупнова, председателя Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития, активно продвигающего этот проект, усадебная урбанизация предполагает возрождение многопоколенной семьи, живущей под одной крышей, что решит ряд сложных социальных проблем и в современных условиях возродит разрушенный традиционный образ жизни. Жилище сможет вновь стать не типовой ячейкой в многоэтажном человечнике, а эстетически своеобразным и непохожим на другие родовым поместьем с автономными системами жизнеобеспечения.
Форма городского образования определяется транспортными инфраструктурами, оставаясь свободной и наиболее органичной для данного места. Повышенное внимание уделяется природному ландшафту, вписанности в него городской ткани. Подобный подход к градостроительству получил специальный термин в истории архитектуры, который говорит сам за себя, – естественный русский город. Он требует изменения современного градостроительного мышления, слишком привязанного к составлению абстрактных планировочных узоров, красоту которых можно осознать разве что с самолета. Необходимое и важное мышление планами должно быть потеснено пейзажным видением будущего города, характерного для средневековых русских градостроителей, как говорят архитекторы, с человеческой точки зрения.
Поместная урбанизация предполагает активное применение принципов «архитектуры соучастия», становящихся все более популярными в мире. Архитектура соучастия – это метод проектирования жилой среды, когда сами будущие или настоящие жильцы города принимают активное участие в проектной работе. Таким образом, человек заселяется не в спроектированный неизвестно кем, полностью готовый стандартный жилой район, а в созданный коллективным творческим трудом, где рядовой житель мог бы чувствовать себя хозяином, способным изменять среду своего обитания. Усадебная урбанизация основывается на принципах минимальных затрат, простоты и рациональности проектных решений и лежит в русле освоения бескрайних русских просторов. На принципах усадебной урбанизации можно не только создавать новые поселения, но и реконструировать старые населенные территории.
Дезурбанизация
Наряду с урбанистическими концепциями существует идея полного отказа от городской жизни, возвращения в лес, к земле, к натуральному экологически чистому хозяйству. Наиболее радикальные сторонники дезурбанизации вообще заявляют о ненужности городов, их полной бесперспективности как формы совместного проживания людей. Большинство же дезурбанистов просто сделали свой личный выбор, не настаивая на его правильности для всех. В пределе дезурбанизация предполагает проживание в экопоселении на собственной земле в родовом доме, построенном из естественных строительных материалов по экологически чистым, но не обязательно традиционным технологиям, с максимально простыми техническими решениями. Экологически чистое сельское хозяйство без использования пестицидов и вообще всяких искусственных химических средств и с ограниченным применением техники должно полностью обеспечивать все нужды поселенцев. Сегодня данная концепция расселения является очень популярной, однако нередко ее сторонники не учитывают многих реалий. Не все изнеженные городские жители представляют всю тяжесть сельскохозяйственного труда и степень зависимости его результатов от природных условий. Полный отказ от городов – безусловно, утопия, которая в случае осуществления в какой-либо стране была бы равносильна прекращению существования данного государства, но сами экопоселения с сельским хозяйством, построенном на принципах симбиоза человека и природы, станут важными элементами новой реальности.
Предложенный ряд концепций – далеко не полный список концепций и проектов городов и поселений будущего, а лишь обзор различных направлений современной градостроительной мысли, позволяющий составить общее представление о проблеме. Подробный разговор о самых интересных и актуальных проектах – впереди.