Немногие знают, что самая большая пожарная часть в Европе находится в Киеве. В общем-то, на этом прелести и заканчиваются, т.к. оснащение части, как и водится, давно уже не самое современное, а известная проблема нехватки пожарных частей в Киеве с каждым годом становится все актуальнее. Хотя нет, я не прав, в этой пожарной части есть еще один несомненный плюс: музей пожарной техники. Экспонатов в нем сравнительно немного, но то, что есть в наличии, очень хорошо отражает все этапы развития пожарного дела в Киеве, а познакомиться с исторической пожарной техникой можно не только по фотографиям, но и в масштабе 1:1 в виде реальных образцов.
1. 25-я пожарная часть на Оболони строилась одновременно с жилмассивом в конце 70-х годов прошлого столетия.
2. На территории части также располагаются летний и зимний спортивные комплексы, где проводится подготовка личного состава всего киевского гарнизона, а также соревнования международного уровня.
3.
4. Музей совсем небольшой. Был открыт в начале 2004 г.
5. Экспонаты музея дают возможность понять, как выглядела пожарная техника за последние 120 лет. Некоторые из экспонатов не имеют «двойников» и состояли на вооружении исключительно в киевском гарнизоне. Кстати, все автомобили восстановлены и работоспособны.
6. Проблема тушения пожаров возникла очень давно. Пока многие постройки были деревянными, она стояла особенно остро, т.к. изначально небольшой пожар легко мог уничтожить половину города. Киев не был исключением и перенес несколько сильных пожаров, в том числе и один из самых известных — пожар 1811 г. на Подоле. Именно после этого пожара значительно усилилось внимание к проблеме и вскоре в городе появились первые пожарные части. Первая пожарная техника была нехитрой: несколько обозов, запрягавшихся лошадьми. На первом (на фото дальний) ехали пожарные, а также перевозились мелкие инструменты: багры, ломы и т.д. На последующих перевозили пожарные рукава, бочку с водой и насос.
7. В те времена пожарные рукава шились из кусков обычной одежды, отсюда и появилось их название.
8.
9. Ручной насос. Долго его не покачаешь…
10.
11. Для закачки воды привлекалось несколько человек, которых постоянно приходилось менять.
12.
13. В последствии ручной насос сменил паровой. Это еще не пожарная машина, т.к. он также был на конной тяге, но производительность 1000 л/мин — была явно приятней ручного труда. Впрочем, у насоса был как минимум один существенный недостаток: на разогрев котла требовалось значительное время — 15-20 мин. Поэтому с помощью такого насоса тушили только крупные пожары или если горело что-то очень важное. Просуществовали такие насосы примерно до 1920-х годов.
14. Первый пожарный автомобиль в Киеве появился в 1913 г. на шасси от первых «Мерседесов». Автомобиль до наших дней не дожил и примерное представление о том, какими были были первые пожарные машины, можно получить по этой фотографии. Пожарный автомобиль имел кузов «линейку». Пожарная команда располагалась на продольных скамейках спинами друг к другу. За спинами пожарных размещалась раздвижная лестница, в подножках находились ящики с пожарным инструментов, а в задней части устанавливался насос и катушка с пожарным рукавом.
15. В 20-е годы прошлого столетия в СССР начиначется производство отечественных пожарных автомобилей на базе ЗиС-5. В 1936 г. первый ЗиС-5 попал в киевский гарнизон. Здесь уже водитель и командир пожарного расчета находились в остекленной кабине, хотя остальная команда по-прежнему вдоль бортов на внешних сидениях. Самым опасным временем года для команды по-прежнему была зима, т.к. вода на одежде пожарных замерзала, что могло вызвать простуду и другие болезни.
16. Модификация 1940 г. уже имела расширенную кабину, в которой помещалась вся команда. Оригинальным было также размещение насоса перед решеткой радиатора. Правда зимой это было опасно замерзанием воды в насосе.
17. Еще один экспонат музея — ЗиС-150. Появились эти машины в пожарных частях в 50-х годах прошлого столетия. Экземпляр, находящийся, в музее — непростой. Этой машиной перевозили исключительно пожарные рукава, которых могло поместиться внутри до 100 штук. По прибытии на пожар рукава, находящиеся в специальных кассетах, выгружались с помощью специального механизма, который позволял быстро наращивать общую длину рукавов до километра.
18. Последний образец крупной техники — автолестница на шасси ГАЗ-51. Лестница здесь достигает длины всего 17 метров, что было актуально в период массового строительства «хрущевок» и практически бесполезно в наши многоэтажные времена.
19.
20. Кабина ГАЗ-51:
21. Кроме крупной техники, в музее можно найти и более мелкие экспонаты. Вот, например, каски разных эпох:
22.
23. Знакомые всем и не очень знакомые огнетушители. Кстати, mgsupgs только вчера опубликовал у себя историю создания огнетушителей.
24. В музее есть даже модели
25. Модель пожарного катера:
26. Кроме собственно музея, можно также побывать на тренировочной базе пожарной части:
27. Самое интересное здесь кроется в конце — штурмовая лестница и несколько условных этажей дома, на которые приходится с ней взбираться:
28. Лестница как лестница, только очень легкая.
29. На верхнем конце лестницы торчит штырь, которым разбивается окно на следующем этаже. Благодаря зубьям лестница достаточно надежно фиксируется в окне. Залез по лестнице на следующий этаж, поднял лестницу вверх, разбил окно, закрепил на нем лестницу и лезешь дальше.
30. Заглянем и в саму пожарную часть.
31. Автомобиль газодымозащитной службы.
32.
33. Основная часть техники давно уже устарела…
34. Как тушить дома высотой по 30 и более этажей — проблема, с которой, надеюсь, Киев все же не столкнется.
35.
36.
37. Напоследок, знаменитые трубы, по которым пожарные спускаются вниз по сигналу тревоги:
Музей пожарного дела
голосов: 0, средний рейтинг: 0.00