Одновременно здесь может работать 40 сотрудников, принимающих звонки от граждан. Мне показалось, что на такой огромный город, как Москва – этого мало. Но, статистика говорит об обратном. Для операторов отведено 120 телефонных линий, время ожидания ограничено технически до 5 минут.
За работой всего центра следит отдельный сотрудник. На её мониторах отображается вся статистика: информация о занятых и свободных линиях, количестве ожидающих ответа людей и много другой информации.
Главная задача службы «02» — зафиксировать сообщение гражданина, правильно определить к какому виду происшествия и к какому территориальному отделу относится звонок, занести всю информацию в компьютер, используя специальную программу.
За почти 30 лет существования (служба была организованна в 1971 году) выработалась классификация из 120 различных видов происшествий.
Нажимая кнопку «сохранить» оператор по специальному каналу отправляет все эти данные в территориальные отделы милиции, которые тут же поступают в работу.
Потом оператор может посмотреть результат работы милиции, узнать ложный был вызов или настоящий. Хотя, это не входит в их непосредственную обязанность.
В среднем за сутки приходит от 15 до 20 тысяч звонков. Все звонки записываются и хранятся 1 месяц. По особо тяжким происшествиям срок хранения может быть увеличен до года. Обычно около 100 сообщений – жалобы на сотрудников милиции.
11 утра. С ноля часов уже поступило 3578 сигналов. Кстати, в службе «02» всего один сотрудник, говорящий по-английски. И вроде как больше не надо, потому что, со слов представителей подразделения – за несколько лет было всего несколько звонков от иностранцев не говорящих по-русски!
Хм, видимо, они куда-то в другие места звонят
Сейчас в столичной службе «02» служит 258 сотрудников и абсолютно все – женщины. 51 сотрудница находится в декрете.
Говорят, что в 70-х годах, тогдашний Министр внутренних дел СССР Николай Анисимович Щелоков, увидев за телефоном операторского центра двухметрового красавца мужчину, держащего двумя пальцами трубку, приказал отправить его работать на улицу! С тех пор здесь служат только дамы.
А Щелоков, кстати, покончил с собой в декабре 1983 года после обвинений в коррупции.
Работа у девушек – не позавидуешь. График – сутки через трое, одна смена – 24 часа! В течение рабочих суток положено 3 часа на сон и 3 перерыва по 45 минут на прием пищи.
Спят они здесь же, в специально оборудованной комнате, где стоят 9 кроватей.
Зарплата оператора составляет около 24 тысяч рублей.
Благодаря системе, по которой можно установить личность звонившего, количество анонимных, заведомо ложных сообщений сильно сократилось. Если в 2003 году их было около 3900, то за этот год пока 512.
Спросил, как им «сидится на телефоне» 24 часа, да ещё и общение не по самым лучшим темам. Говорят, что тяжело, особенно психологически, хотя у них и ведется специальная подготовка. Но, таков порядок работы и распоряжение МВД. Самой молодой сотруднице – 27 лет, а самая взрослая работает тут с 1974 года.
При нас поступает звонок:
- Алло, это милиция?
- Да, я вас слушаю, что случилось?
- Я преследую по ленинградскому шоссе автомобиль с мужчиной, который только что угрожал мне травматическим пистолетом!
Звонки бывают разные. Особенный «ад» начинается сразу после боя курантов. В этот день поступает до 25 000 звонков, в том числе и поздравления
Однажды позвонил человек и представился Дедом Морозом.
- Мне не продали спиртное в магазине, и я его заминировал!
Звонившего задержали.
Бывают и ужасные случаи. Звонок:
- Мне надоел мой ребенок и его вечно грязные подгузники! Поэтому я постираю его в стиральной машине!
Увы, по дороге в больницу от полученных травм ребенок скончался.
Рядом с центральным залом есть комната отдыха, где девушки могут немного передохнуть от непростой работы. Хотя, на мой взгляд, могли бы оформить её и получше.
По соседству есть ещё одно помещение, сюда перебрасывают справочные звонки. За сутки поступает около 2 000 таких обращений, а принимают их всего 2 сотрудника. Вот здесь-то время ожидания и может неприятно удивить.
Тут же 6 сотрудников принимают звонки о ДТП без пострадавших. Обычно их около 3 000, но, в «день жестяньщика», когда ухудшаются погодные условия может доходить до 4 800.
И ещё три человека занимаются телефонограммами.
Попрощавшись с девушками, мы пошли в зал радиоуправления нарядами, которые и реагируют на сообщения граждан. В первой комнате сидел один единственный сотрудник. Сказал, что занимается взаимодействием с внутренними войсками, если того требует ситуация. (Кстати, во всех помещениях стоит полутьма, поэтому снимать не очень удобно).
Основной зал, в котором находится дежурный по городу, осуществляющий контроль за оперативной ситуацией в столице.
На мониторах видео из всех городских УВД, включая метрополитен. При желании на экраны можно вывести изображение и с любой из 89 000 камер наблюдения за городом. Хотя, «тотальную слежку» осуществляют не отсюда, а из другого помещения – ситуационного центра. Увы, нас туда не пустили, потому что там было какое-то совещание.
Первый ряд очень быстро заполняется людьми в погонах, если в столице происходит крупное ЧП – теракт и т.п. Здесь создается штаб, хотя могут организовать его и в других местах. На втором ряду сотрудники, контролирующие работу УВД. Могут делиться по направлениям – МУР, взрывники и т.п.
Наверху сидит начальство и дежурный по городу.
Сотрудник щелкает по «делам» и отслеживает, как идет оперативная работа:
- «украден ноутбук стоимостью 40 000 рублей»
- «произошел взлом сейфа, из которого похитили 128 000 рублей»