В подборках картинок увидел вот такое фото и решил уточнить, что же это за сооружение, для которого строят такой фундамент.
А это оказался ИТЭР — международный экспериментальный термоядерный реактор. Он строится во Франции, в 60 км от Марселя, в исследовательском центре Кадараш.
В реализации проекта участвуют Япония, Корея, Китай, Индия, США, Россия, а также страны Европейского союза. Каждая держава изготовляет те или иные элементы. Реактор будет собран, как конструктор.
Фотографии фундамента — это 2012. Вначале проекта собрать реактор собирались к 2020 году.
Главная цель ученых – показать, что управляемый термоядерный синтез — это реально. Запасы нефти, газа и угля рано или поздно закончатся (по разным оценкам, это может случиться в обозримом будущем — уже через 50 лет). А управляемый термояд позволит создавать дешевую и экологически безопасную энергию. Ее хватит на тысячи лет вперед.
Со стороны России в реализации проекта участвуют вузы и государственные корпорации. Например, Курчатовский институт и Росатом.
Но не остается в стороне и Санкт-Петербург. Первый в мире грандиозный термоядерный реактор помогает строить научно-исследовательский институт электрофизической аппаратуры (НИИЭФА) им. Д. В. Ефремова. О том, какой вклад в стройку века вкладывают наши ученые, рассказывает гендиректор НИИЭФА Олег Филатов.
Плазма не пройдет
НИИЭФА им. Ефремова находится рядом с поселком Металлострой. Территория института – закрытая, посторонним вход туда воспрещен. Именно здесь ученые, инженеры и конструкторы собирают важнейшие детали для будущего реактора.
Еще в 2014 году Олег Филатов проводил экскурсию с одного из блоков, где была произведена катушка… весом в 200 тонн. Сейчас деталь находится на Средне-невском судостроительном заводе. Скоро ее погрузят на корабль и отправят в Марсель.
…Гендиректор института, тем временем, показывает на тоненькую проволочку и объясняет: «Это с виду — тоненькая проволочка, диаметром меньше миллиметра… Но делается она по очень сложной технологии. Ведь она сплетена из… 5 тысяч других проволочек!», — поясняет Олег Филатов. По его мнению, ИТЭР — это проект, который тянет за собой за собой целый караван технологий, которые пригодятся в разных областях.
О другом элементе реактора — так называемой «первой стенке» — рассказывает Игорь Мазул, ученый НИИЭФА.
«Плазма в реакторе — горячая, примерно 100 миллионов градусов, — говорит спец. — Одновременно с этим в реакторе действует 20 наисложнейших систем. Задача «первой стенки» — защитить системы от плазмы».
По словам Игоря Мазула, России поручено сделать 40% площади «первой стенки» (вся ее площадь – 650 кв. метров). Поверхность такого «щита» должна быть облицована маленькими квадратиками, похожими на кафельные плиточки. Задача «квадратиков» (например, из вольфрама) — не пропустить раскаленную плазму. Нашим ученым нужно изготовить около 300 тыс. таких элементов.
Россия – безусловный лидер
Объясняя актуальность разработок, Олег Филатов вспоминает цитату Льва Арцимовича, выдающегося советского физика — пионера в области исследований термоядерного синтеза: «Человечество освоит термояд тогда, когда ему это будет надо». Надо — именно сейчас, отмечает Олег Филатов.
«Надо спасать планету, — подчеркивает ученый. — В термоядерном реакторе ничего не горит: ни газ, ни нефть. Атмосфера остается чистой. Самое главное — здесь нет урана (в отличие от обычных атомных станций). То есть не возникает проблем с захоронением опасных отходов».
Как рассказывает Олег Филатов, в термоядерном реакторе используется только одно радиоактивное вещество — тритий. Но «его всего несколько грамм».
«В случае аварии даже элементарная эвакуация не потребуется! – уверен Олег Филатов. — Да и все ЧП просчитаны. Даже на случай землетрясения или – тьфу-тьфу-тьфу – падения самолета на реактор».
Олег Филатов сетует на недобросовестность других стран-участниц проекта. По его словам, они «плохо работают».
«Мы единственные, кто идет в соответствии с графиком. Мы поставляем детали в срок. Невзирая на задержки, которые допускают другие страны. Наша страна — безусловный лидер. Даже иностранцы на всевозможных заседаниях говорят: «Если бы все работали, как Россия, то реактор был бы уже построен!». И это для нас — честь», — подчеркивает Олег Филатов.
По словам ученого, страны ЕС жалуются на нехватку денег. «Но ведь Европа знала, на что шла! А сейчас… Не культурно это. Вот японцы, которые предлагали свои территории для строительства, обиделись. Они утверждают, что, если бы у них строилось, то половина была бы уже готова. И я склонен им верить», — говорит Олег Филатов.
По его словам, больше остальных в создании уже не экспериментального, а настоящего термоядерного реактора заинтересованы Китай и Индия. Так как их запасы традиционной энергии (газа или нефти) иссякнут первыми.
Стоимость проекта ИТЭР — 7 млрд. евро. Каждый участник вкладывает около 10%. Вложенные средства окупаются приобретенным опытом и технологиями. Дело становится выгодным.
А вот сведения этого года:
По словам нового директора проекта, французского физика и химика доктора Бернара Биго, сейчас ученые подошли к началу установки оборудования: «Первые части криостата прибудут из Индии. Из США удалось привезти первый набор центральных электромагнитных катушек».
Комитет Конгресса, который одобрил участие США в проекте, сомневается в целесообразности своего решения. США вышли из проекта 1998 году, и вновь присоединились к работе в 2005-ом. В 2008-ом бюджет был значительно урезан. Бернар Биго приехал в США, чтобы убедить законодателей изменить свое решение:
«В США сейчас гадают, стоит ли продолжать участвовать в проекте или имеет смысл выйти из него. Важно было продемонстрировать, что несмотря на то, что американская доля в финансировании составляет всего девять процентов, проект развивается, и им стоит заниматься».
Биго говорит, что, если новые временные рамки будут одобрены семью основными участниками проекта, включая США, Россию и Китай, реактор будет готов к 2025 году, а первые эксперименты начнутся уже в 2028.
Вот еще несколько фоток 2014 года
Фото 1.
Фото 2.
Фото 3.
Фото 4.
Фото 5.
Фото 6.
Фото 7.
Фото 8.
Фото 9.
Фото 10.
Фото 11.
Фото 12.
Фото 13.
Фото 14.
Фото 15.
Фото 16.
А вот фотографии прошлого и этого года:
Фото 1.
Фото 2.
Фото 3.
Фото 4.
Фото 5.
Подробнее про процессы при термоядерной реакции и как начинался проект мы уже обсуждали несколько лет назад — Термоядерный реактор ITER
Вот как это должно выглядеть в результате:
Фундаментище
голосов: 2, средний рейтинг: 5.00
100 лет не заходил на красфан.)
По статье — не так-то и велик фундамент. Если брать в расчет такие объекты как ГЭС, или тот же CERN. И если посмотреть, что творят китайцы нынче в строительстве. А вот сам объект интересен.. Куча вопросов сразу. Думаю загуглИть позже.
P/S/ И рад, что зашел.. прям ностальгия по сайту. Спасибо.